Предновогодние хлопоты омрачила трагическая весть: 30 декабря не стало заслуженного артиста республики Акбара Джураева, человека, который вошел в историю, первым нажав на кнопку «Пуск» в студии таджикского телевидения. Не стало хорошего человека, отличного семьянина, отца и деда…
Филолог, певец и актер
Акбар Шодмонович Джураев родился 29 февраля 1936 года. Его трудовая биография началась рано, в 15 лет, когда он стал работать старшим пионервожатым в школе №1 в Кангуртском районе, куда начальником ОВД из Самарканда приехал работать его отец.
В 1959 году Акбар Джураев с красным дипломом окончил историко-филологический факультет Таджикского государственного университета. В студенческие годы он был одним из создателей и руководителей студенческого ансамбля «Навруз», ставшего призером многих фестивалей и смотров и выступавшего даже в Большом театре, в Москве. Сам он исполнял такие сложные классические песни, как «Ушоки Самарканд», а в 1956 году вместе с дипломантами VI Международного фестиваля студентов и молодежи в Москве спел «Марш демократической молодежи». Побеждал он и на республиканском конкурсе ровиён – чтецов стихотворений.
С ученым Сайфулло Саидовым Акбара Джураева связывала многолетняя дружба.
— Сегодня мне трудно говорить о моем друге в прошедшем времени, это очень тяжелая утрата для меня, ведь с Акбаром мы дружили с 1954 года, с того момента, когда поступили в университет. Мы жили в одной комнате общежития, и даже после окончания учебы наша дружба не прекратилась. Позже мы обзавелись семьями, наши жены и дети тоже стали дружить, — рассказывает С.Саидов, вытирая слезы. — Я горжусь, что всю жизнь был другом такого прекрасного человека…
По словам С. Саидова, Акбар Джураев был гордостью университета, учился на отлично, активно участвовал во всех студенческих мероприятиях.
Но известность молодой филолог получил по другой причине. В 1958 году на отечественные киноэкраны вышел фильм «Огонёк в горах», в котором А.Джураев сыграл главную роль и даже спел песню. Как рассказывал сам А.Джураев в одном своем интервью, отбор на роль главного героя – Мирсаида был тщательным, но выбор режиссера Б.Долинова пал именно на него. Пять известных певцов страны долго отбирались для исполнения песни из этого фильма на таджикском языке, но автора — композитора Андрея Бабаева — они не устраивали. А когда ему сказали, что исполнитель роли Мирсаида сам обладает красивым баритоном, он решил его попробовать. На запись А.Джураева повезли в Ленинград, и он спел эту песню в сопровождении Большого симфонического оркестра.
Актёры, снявшиеся в фильме «Огонёк в горах», стали популярными и любимыми в одночасье. Осенью 1958 года этот фильм крутили во всех кишлаках и городах республики, а через год он попал на киноэкраны всей Советской страны. Песни из этого фильма настолько понравились молодежи, что их распевали на танцах и при застольях.
— Я не раз говорил Акбару Шодмоновичу, что в фильме «Огонёк в горах» он сумел создать лучший образ человека в таджикском кино, — отмечает историк Камол Абдуллаев. — У этого человека была какая-то необычайная притягательность.
Режиссер
Немногие знают, что Акбар Шодмонович принимал участие в этом фильме и как второй режиссер. Этому делу он и отдал предпочтение в жизни.
По воспоминания С. Саидова, когда Акбар Джураев некоторое время возглавлял университетский ансамбль «Навруз», он непосредственно занимался постановкой концертных номеров. Его работу заметили и пригласили работать режиссером на открывшуюся в скором времени студию таджикского телевидения. Но назначили его не просто режиссером, а главным режиссером. Так, прямо со студенческой скамьи он попал на работу в студию, которую, будучи 23-летним главным режиссером, только начинал создавать вместе со старшими коллегами, приехавшими из Москвы, Ташкента, Алма-Аты.
И именно ему, Акбару Джураеву, 3 октября 1959 года выпала честь первым нажать заветную кнопку «Пуск» в студии телевидения Таджикской ССР. Интересный факт: в первый день работы телевидения был показан фильм «Огонек в горах» — тот самый, где он сыграл главную роль.
— Было как-то непривычно смотреть на себя в студии, — рассказывал Акбар Джураев, когда несколько лет назад я писала об истории таджикского ТВ. — Из нас никто толком не знал, что такое эфир! Нам выдали 16-миллиметровые камеры «Адмира», на которых мы познавали азы техники телесъемки. Как мы все волновались в первый день запуска телевидения, как дрожали руки! Первое вещание длилось всего 3 часа, а шли мы к этому почти полгода. Первой передачей была программа новостей «Ахбор» на таджикском и русском языках. Ее вели дикторы Рафоат Абдусаломова и Валентина Исаева, которые произнесли ставшую исторической фразу: «Здравствуйте, дорогие телезрители! Сталинабадская студия телевидения начинает свою первую передачу».
Начав работать на телевидении, Акбар Шодмонович увидел все «прелести» своей суматошной работы, ведь режиссер — творческий руководитель всей постановочной группы — теле- и кинооператоров, художников и звукорежиссеров, дикторов и гримеров. В одной только передаче были задействованы работники 30 специальностей.
За весь период работы на ТВ Акбар Джураев сделал более двухсот передач на политическую, экономическую, культурную тематику. Снятый им документальный фильм «Мы дарим вам солнце» посвящался Всемирной ярмарке в Монреале в 1967 году, где принимали участие наши артисты. Все события он снимал на 8-миллиметровом «Адмире», потом провел опыт и впервые перевел снятое на 35-миллиметровую пленку. По его же признанию, то была историческая съемка. Вот тогда и возникла идея создания специализированной студии «Таджиктелефильм».
Реформатор
— Я пришел работать на телевидение в 1963 году, — рассказывает известный писатель и драматург Мехмон Бахти. – С Акбаром Шодмоновичем мы встречались ранее в доме моего дяди – народного гафиза республики Акашарифа Джураева, он приходил к его сыну, Дарвози, с которым они были однокурсниками. Но близко познакомились, когда меня назначили редактором литературно-драматических программ ТВ. Мы встретились у фасада здания телецентра. Он долго изучающе смотрел на меня, потом стал задавать различные вопросы, на которые я только и успевал отвечать. Его экзамен я прошел. С того дня считаю его своим наставником, который многому меня научил. Акбар Шодмонович был строгим и требовательным руководителем.
По словам М. Бахти, на одной из летучек, когда он предложил создать национальную программу наподобие популярной всесоюзной передачи «12 стульев», многие были против, но его поддержал Акбар Джураев.
— Так родилась передача «Чойхонаи дилкушо», которая многие годы была популярной среди народа, — рассказывает М.Бахти. — Позже, когда я возглавлял молодежную редакцию, в эфире появились телевизионный клуб «Дугонахо», автором и ведущей которого была Рафоат Абдусаломова, передачи «Бегараз панд», «Дар олами адаб», «Майдон аз далер аст». Режиссером всех этих передач был Акбар Джураев, от творческого видения которого зависела их дальнейшая судьба. Я рад, что до сих пор люди с ностальгией вспоминают о них.
Руководитель
Акбар Джураев наверняка единственный руководитель, которого трижды назначали заместителем председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию республики. После возвращения из Москвы, где он учился в Высшей партийной школе, его должность зампреда Гостелерадио была уже занята, поэтому он пошел работать главным редактором Госкомкино, затем перешел в Минкультуры. Через некоторое время его вновь назначили зампредседателя Госкомтелерадио, а позже снова направили на партийную работу. Но в тревожное для страны время, в конце 80-х, Акбар Шодмонович вернулся на любимую стезю, теперь уже председателем.
По рассказам очевидцев, очередного председателя в ЦК Компартии назначили после опроса коллектива телевидения и радио.
— Это был самый интеллигентный руководитель, которого я знал, — рассказывает председатель объединения профсоюзов работников телерадиовещания РТ, заслуженный артист республики Лолахон Сатторов. — Для него важнее всего были профессиональные кадры, а не местничество. Я обычный парень из Фархорского района, в 1982 году приехал работать диктором, так называемый «лимитчик» без крыши над головой. Благодаря отеческой заботе и поддержке Акбара Шодмоновича, который «выбил» в городской мэрии для меня квартиру, я и мои дети не остались на улице. За многие годы работы на телевидении я повидал 14 руководителей, но такой «государственности» телевидения, как при Джураеве, я нигде больше не видел. Даже покинув пост руководителя — раиса, он всегда себя вел как Раис. Постоянно справлялся о делах на телевидении, советовал, напутствовал. Это был человек, который остался верен любимому делу до конца, до последнего выдоха. За два дня до его внезапной кончины мы говорили с Акбаром Шодмоновичем по телефону, и я сообщил ему о смерти диктора Бурхона Рахмонова. Он сказал, что обманет врачей и придет на похороны. Но свою смерть ему обмануть не удалось…
Отец
Акбар Джураев, помимо того что обладал всеми перечисленными качествами, был еще и отличным семьянином. Они с женой воспитали пятерых детей. Как рассказала его младшая дочь, Фируза, 29 февраля этого года они планировали всей семьей отметить 80-летний юбилей отца.
— Смотрю на улыбающегося папу на фотографиях и сквозь слезы сама начинаю улыбаться, вспоминая папин жизнерадостный характер. Наш дадачон был активным и творческим, любящим и заботливым человеком, — рассказывает она. — Благодаря отцу мое детство прошло счастливым и радостным. Мы вместе ходили на парад, цирковые представления, балет, концерты, на просмотр новых фильмов, плавание, ездили на природу. Как я была счастлива, когда папа готовил меня к поездке в пионерлагерь «Артек», когда на школьный Новый год принёс настоящий костюм балерины…
— Папа любил красоту во всем! Помню, когда родители купили загородный участок, мы с папой копали ямки для деревьев, так папа говорил, что круг надо делать ровным, – вспоминает старшая дочь, Дилафуз. — Я удивилась: «Все равно же деревья посадим и закопаем, не будет видно, да и жара печет, надо бы побыстрей», а папа сказал, что все в жизни надо делать красиво. Я запомнила его наставление на всю жизнь».
— Многие знают, что у папы был великолепный голос. Он умел создавать праздник. Когда в нашем доме собирались друзья родителей, то мы с восхищением слушали, как папа читает стихи и поет Шашмаком. Папа играл на рубобе и дойре, и был у него еще один «инструмент» — обычная тарелочка, постукивая по которой пальцами, он создавал ритм. Наши любимые «Огонёк в горах» и «Я встретил девушку» исполняли уже все вместе. Прошлым летом перед свадьбой своего внука папа сказал: «Не заставляйте меня петь, у меня уже голос не тот». А в разгар вечера он, конечно же, не удержался и все-таки спел — как всегда на ура. Папа красиво танцевал — широко раскинув руки, как будто открывал свою душу для тебя, — рассказывает Фируза.
Уже неделя, как нет Акбара Шодмоновича. Читаю на ленте «Фейсбука» многочисленные слова сочувствия и соболезнования в адрес его родных и близких, присланные отовсюду, со всех уголков мира. Пусть его душа покоится с миром, а добрая память о нем будет храниться в людских сердцах…