«Азия-Плюс» открывает новую рубрику — «Экспаты». В ней мы будем делиться историями иностранцев, для которых Таджикистан стал вторым домом – здесь они учатся, работают, живут, а некоторые даже создают семьи. Герои нашей рубрики будут рассказывать о себе и своей жизни в нашей стране, о том, как им живется здесь, каким они увидели Таджикистан и его народ, что их удивило, а что показалось родным и знакомым.
История 38-летнего Орхана Алакбарова, генерального менеджера Hyatt Regency Dushanbe, который живет и работает в Таджикистане вот уже год, нас очень вдохновила. Во-первых, он человек с довольно интересной формулой успеха, о которой не помешало бы знать каждому. А во-вторых, в таджиках он сразу увидел что-то родное – азербайджанское, отчего возникло желание помочь местным жителям. Но обо всем по порядку.
То, с чем нужно родиться
История его успеха началась в конце 90-х, когда Орхану было всего 19 лет. Тогда студенту, мечтавшему стать успешным политиком, всего-навсего нужна была подработка. А только появившаяся в Баку американская компания, которая управляет сетями отелей высшего класса в мире, вполне могла обеспечить ему приличный доход на карманные расходы.
«Устраиваясь простым официантом я тогда и думать не смел, что совсем скоро из-за этого отодвину в сторону все свои амбиции в политической сфере. Всему виной послужила атмосфера, которая была в Hyatt. Она сильно отличалась от всего, что нас – советских детей – тогда окружало.
Нам, привыкшим к социализму, Hyatt-овский капитализм казался очень манящим. Да и потом здесь никто не смотрел, кто ты, откуда ты, из каких слоев общества и каст. Поэтому, впервые вступив на порог отеля и почувствовав это равенство, где на каждого смотрят как на личность с уникальными возможностями роста, я понял, что меня засосало окончательно и бесповоротно»,- рассказывает Орхан Алакбаров.
Впрочем, стать простым официантом в Hyatt тоже было непросто, ведь здесь не брали кого попало. Пройти жесткий отбор могли только те, кто владел английским языком и как минимум знал разницу между бокалами для вина и для шампанского.
Благо Орхан мог похвастаться и тем, и другим: он свободно говорил на британском английском, имел степень бакалавра от Western University, да и в приборах, в принципе, разбирался хорошо – уже подрабатывал официантом.
«Правда, разновидностей этих бокалов, как я потом уже узнал, оказалось намного больше, чем я думал, — смеется он. – Например, бокал для пряного красного вина все же отличается от розового и ароматно белого, а тот, что для просто белого от сладко крепленного»,- с улыбкой разъясняет он.
Но самое важное в деле официанта, по его словам, это не просто разница между бокалами, фужерами, рюмками и стаканами, а – умение с пол взгляда определить эмоциональное состояние гостя и задать ему хороший тон на весь день.
«Это, когда утром ваш гость спустился на завтрак и с одного слова «здравствуйте», вы чувствуете, что у него нет настроения. И, когда он просит вас принести кофе, вам достаточно подать его со словами «все, что было вчера – это вчера, а сегодня – новый день». Это и есть задать тон. Это, когда официант не просто тот, кто принимает заказ, а чуткий человек, умеющий менять атмосферу. Таких, кстати, мало. Это то, с чем просто нужно родиться», — подчеркивает Орхан, которого именно за эти качества полюбили быстро не только коллеги в отеле, но и гости, щедро одаривающие его чаевыми.
«Умение слышать и задавать тон в те годы принесли мне немало денег», — смеется он.
Горизонтальный путь лучше вертикального
С тех пор прошло 19 лет и Орхан Алакбаров теперь является, пожалуй, одним из самых молодых генеральных менеджеров в сети Hyatt, а еще вторым и последним на сей день в такой весомой позиции представителем из СНГ.
«Первым был мой близкий друг и наставник Руфат Бабаев, который тоже из Азербайджана. Он меня научил многому. Особенно правильному отношению к успеху. Это, когда вы смотрите на все в горизонтальном виде, а не в вертикальном. Когда никто с вашей точки зрения не стоит выше вас или над вами.
Когда путь к спеху – это не сложная лестница, куда поднимаясь, надо проливать кровь, пот и слезы. Все намного проще. Это просто пункты А, Б, С, которые лежат на одной линии. А чтобы дойти от одной точки до другой нужно лишь осознать, каких навыков и знаний не хватает», — отмечает Орхан.
А еще здесь важно, что не годы решают, а – шаги. Поэтому ему сложно сказать, кем он видит себя, к примеру, в 50 лет.
«Этот вопрос неправильный хотя бы потому, что, в принципе уже через пару лет ведь можно достичь того, что было запланировано на 50-летний возраст. Главное — знать конкретно, что для этого нужно. Поэтому здесь не время определяющий фактор, а – действия», — уверяет Орхан.
Именно с таким отношением ему удалось из официанта всего за 19 лет вырасти до генерального менеджера. Да и атмосфера в Hyatt этому способствовала.
«Своим коллегам в Душанбе я тоже говорю, что каждый из них может с легкостью занять мое место в будущем. Поскольку у нас у всех равные шансы и возможности – именно в этом и есть вся система Hyatt. Единственная разница лишь в том, что у меня круг ответственности сейчас чуть больше. А так, время течет для всех одинаково. Главный вопрос, кто как использует его».
«Многие думают, что я – таджик»
Сейчас в таджикистанской команде Hyatt работают 175 человек, среди которых есть не только высококвалифицированные специалисты, но и те, кто по разным причинам пока не получил образование, диплом и пришел в отель просто за подработкой.
«Последнее, кстати, для меня очень важно, поскольку я сам 19 лет назад, будучи магистром политических наук, пришел в Hyatt за подработкой. Да и потом, если быть честным, таджики мне очень сильно напоминают азербайджанцев, отчего хочется помочь чуть ли не каждому», — делится Орхан, которого, по его же словам, частенько на улице принимают за своего.
Внешне Орхан, действительно, похож на таджика, да и понимает он наш язык очень хорошо.
«Правда, тот, что литературный, а не разговорный. Например, выступления президента понимаю очень хорошо, а вот, когда, думая, что я — таджик, на улице мне начинают говорить мне что-то в стиле «а бача, чо кади!», мне уже немного сложно», — улыбается наш герой.
Он признается, что в Таджикистане никогда не чувствовал себя приезжим, ведь, в принципе, менталитет очень схожий – у таджиков тоже особое уважение к старшим, девочек также воспитывают по строгим правилам приличия, а мужчины – добытчики в семье.
«Мама недавно приезжала навестить меня, и тоже была глубоко удивлена тому, насколько мы похожи. А еще ей почему-то ранее казалось, что Таджикистан – неспокойная страна, но потом ей он полюбился очень. Уезжая обратно в Баку, она сказала: Я теперь за тебя спокойна, ты среди своих», — вспоминает Алакбаров.
Сильные женщины успешного мужчины
Возвращаясь к секрету своего успеха, он отмечает, что секрет заключается также в любви к работе. Без этого невозможно идти вперед.
«Я, например, страстно люблю свою работу. Настолько, что это порой становится поводом для шуток: когда прихожу домой голодным и спрашиваю супругу, что у нас на ужин, она говорит: Ничего! Пойди к «первой жене», пусть она тебя накормит, — смеясь, рассказывает Орхан. – Понимаете, да, насколько страстно, что у моей работы неофициально есть статус «первой жены».
Впрочем, за каждым успешным мужчиной стоит всегда сильная женщина, а у Орхана таких две – непреклонная мать и очень понимающая жена.
«Оставшись рано вдовой, мама вырастила меня с сестренкой совершенно одна, преподав личным примером нам урок, что только стойкость и усердный труд дают плоды. В те сложные для нашей семьи годы она работала в музыкальной школе, подрабатывала частными уроками фортепиано, а также зарабатывала горничной. Она никогда не разрешала себе расслабиться, просто приуныть или пустить слезу – на ней была огромная ответственность. Все это, конечно, не оставалось незамеченным, и поэтому я тоже с малых лет пытался хоть где-то что-то подзаработать и приносить все до последней копейки домой», — вспоминает Орхан.
«Вторая сильная опора в жизни – это супруга, которая относится с большим пониманием к моей ненормированной работе. Это ведь сложно жить буквально на чемоданах и колесить с маленьким ребенком на руках по странам лишь потому, что у мужа работа такая. Но она ни минуты не поколебалась, когда нужно было переехать из Германии, где у нее родители, друзья, коллеги, в совершенно незнакомый ей Таджикистан», — рассказывает Орхан.
Впрочем, Таджикистан за короткое время успел полюбиться и ей.
Орхан Алакберов пока не знает, как долго ему предстоит проработать в Таджикистане, но полон решимости оставить после себя каждому в душанбинском Hyatt-е ту доброжелательную и непринужденную атмосферу, которая так понравилась ему в самом начале пути и привела к успеху.
Зимой с нами теплее в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.