Обзор основных внешнеполитических событий прошедшей недели, имеющих значение для региона Центральной Азии – от празднования 9 мая и военного парада в Москве, до новых указов о мобилизации в России и выборов в Турции.
9 мая в Москве: военный парад-2023
Одним из наиболее обсуждаемых событий прошедшей недели был военный парад в Москве 9 мая, в честь празднования Дня Победы.
По сравнению с предыдущими военными парадами, в этот раз количество бронетехники было намного меньше, из танков был только старый Т-34, и в целом все выглядело намного скромнее и заняло меньше времени. Фактически, парад был одним из самых коротких в истории: его продолжительность составила 45 минут и из программы было исключено традиционное авиашоу.
Как пишет ВВС, обычно в военном параде представляли самые новешие образцы техники, такие как «Армат», «Курганца» и «Коалиции»; однако, в этот раз, перспективную бронетехнику представляли лишь «Бумеранги». Еще одна особенность этого парада, по мнению издания, это предположительное присутствие на трибунах наемников из ЧВК «Вагнер», которых диктор назвал «бойцами штурмовых отрядов».
Праздник Победы всегда имел огромное символическое и идеологическое значение для постсовестской России, руководство которой использовало его для поднятия геополитического престижа страны; в результате, каждый год на его празднование приглашались десятки иностранных лидеров.
Их количество, как пишет “Голос Америки”, менялось по мере ухудшения отношений России с Западом – так, до 2009 года, на мероприятии присутствовали как главы государств (например, США, Франции, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, а также стран Балтии), так и высокопоставленные зарубежные чиновники (британский вице-премьер, генерал-губернатор Канады), лидеры международных организаций (генсек ООН, генеральный директор ЮНЕСКО), экс-главы государств (бывший король Румынии, экс-президенты Польши и Кипра).
Помимо этого, ряд государств СНГ и участников антигитлеровской коалиции, включая США, Франции, Польши, Англии, прислали для участия в параде 2010 года свои контингенты, чего сегодня уже невозможно представить.
После аннексии Крыма в 2014 году, количество высокопоставленных гостей и, особенно, их состав, кардинально сократились. Вместо западных лидеров, стало больше гостей из стран третьего мира, а самыми влиятельными державами из приглашенных стали Индия и Китай.
В 2020 -2023 годах, дополнительными факторами, ограничившими размах празднования и количество иностранных гостей стали пандемия и война в Украине. В 2021 году, в разгар пандемии коронавируса, Эмомали Рахмон, президент Таджикистана, был единственным иностранным лидером, посетившим парад в Москве, где Путин принимал его для переговоров.
В этот раз, впервые за последние несколько лет, в праздновании дня Победы в Москве приняли участие только лидеры семи постсоветских стран: Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Армении.
К началу мая, президент Кыргызстана Садыр Жапаров был единственным лидером Центральной Азии, который подтвердил свое присутствие на военном параде в России.
Другие президенты еще совсем недавно не собирались приезжать на праздник. Так, официальные источники в Казахстане еще за две недели до праздника утверждали, что казахский президент проведёт 9 Мая в Астане.
В этой связи, в СМИ и экспертном сообществе развернулось обсуждение о причинах такого резкого изменения в дипломатическом протоколе. Многих, особенно в западных СМИ, интересовала политическая подоплека участия лидеров стран СНГ в празднике – в частности, как считает радио Голос Америки, многие наблюдатели увидели здесь очередную попытку Москвы показать всему миру, что Россия вовсе не находится в международной изоляции.
Вместе с тем, как отмечает издание, большинство западных экспертов считают, что участие президентов СНГ в празднике в Москве вовсе не говорит о том, что они готовы отказаться от своей позиции нейтралитета в отношении российско-украинского конфликта.
Скорее, наоборот, визит лидеров СНГ в Москву был использован ими для поддержания баланса в своих отношениях с РФ и Западом.
Другими словами, приняв приглашение принять участия в празднике 9 мая, лидеры стран СНГ сохранили хорошие отношения с Москвой; в то же время, как считают эксперты, они, по-прежнему, намерены придерживаться политики дистанциирования от войны в Украине и сохранения столь же хороших отношений с Западом.
Новое о трудовой миграции и военной мобилизации
Прошлая неделя также принесла ряд правительственных указов и новостей относительно военной мобилизации в России – вопрос, который представляет огромное значение как для самих россиян, так и для нескольких миллионов уроженцев стран СНГ, проживающих на российской территории. Наиболее значительным из них является указ президента Путина о мерах по снижению оттока населения за рубеж.
Как пишет Радио Свобода, 12 мая он подписал указ, в котором внесены изменения в Концепцию государственной миграционной политики России. В указе говорится о необходимости принять дополнительные меры «по созданию привлекательных финансовых, социальных и иных механизмов сохранения человеческого капитала, снижения оттока населения за рубеж».
Кроме того, указ также предполагает увеличить масштабы “организованного привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности» на территории России.
Судя по всему, отъезд за последний год более миллиона российских граждан (в основном, призывного возраста) за рубеж, создает возрастающий дефицит кадров на рынке труда в России.
Для решения проблемы российские власти намерены, с одной стороны, прекратить отток молодежи за рубеж; с другой стороны — стимулировать рост трудовой миграции в основном из стран СНГ.
Проблема в том, что в указе ничего не говорится как именно и какими средствами власти намерены добиться этих целей.
Неясно, какие социальные и экономические факторы могут прекратить отток населения и молодежи. Уровень трудовой миграции остается высоким, но еще остает от докризисных показателей — как пишет идание Лента.ру, по сравнению с доковидными временами, число именно трудовых мигрантов, не только не выросло, но сократилось на 15,3 процента.
Кроме того, в России были объявлены ежегодные сборы резервистов – казалось бы, ничего особенного, однако на фоне сложной военной ситуации в Украине данный шаг властей вызвал новую волну обсуждения в СМИ и социальных сетях.
Некоторые эксперты и правозащитники в России, передает Ходорковский LIVE, посчитали, что в этом году военные сборы могут оказаться фактически одним из элементов скрытой мобилизации. По их мнению, если читать указ буквально, то собирают все виды и категории военнообязанных и сроков окончания этому не указано.
Также сейчас идет военный призыв, поэтому нельзя исключать, что в ходе или по окончанию сборов их участникам предложат подписать военный контракт. Причем, правозащитники не исключают и различные формы принуждения и давления на потенциальных призывников, как это уже происходило не раз за прошедший год.
Между тем, как пишет телеграм-канал Сирена, уже в апреле российские миграционные центры активизировали работу по мобилизации трудовых мигрантов. Так, согласно изданию, когда мигрант подает документы на трудовой патент, сотрудники московского центра «Сахарово» обязаны вручить ему буклет, рекламирующий военную службу и направить в пункт оформления контракта.
Сотрудники «Сахарово» рассказали журналистам, что прежде работа с мигрантами велась только в устной форме, но сейчас все гораздо более организовано.
Также, считалось, что таджикам запрещено участвовать в вооруженных конфликтах на территории других государств и контракт предлагали только узбекам; теперь предлагают всем подряд.
За службу в армии мигрантам обещают российское гражданство, не менее 190 тысяч рублей каждый месяц, а также многочисленные социальные льготы — медицинские, пенсионные и жилищные.
Издание Настоящее время также сообщает, что в целом, в России от агитационных баннеров, листовок и мобильных агитационных пунктов перешли к прямой вербовке мигрантов на войну против Украины.
С начала мая в миграционных центрах, предположительно, сотрудники министерства обороны начали проводить личные беседы с мигрантами, которые приходят получать трудовой патент.
По мнению экспертов издания, не имея возможности официально объявить общую мобилизацию по всей России, российские власти вынуждены адаптироваться и экспериментировать; работа с трудовыми мигрантами является одним из элементов новой стратегии.
Причем, если раньше завербованным предлагали до 400 тысяч рублей, то сейчас суммы выплат уменьшили до 180–200 тысяч.
Соответственно, эксперты считают, что по мере развертывания боевых действий в Украине, объем усилий по мобилизации трудовых мигрантов постоянно увеличиваться.
Выборы в Турции – первые результаты
14 мая в Турции состоялись президентские и парламентские выборы, которые приковали к себе внимание практические всего мира. Это неудивительно, так как за последние 30 лет Турция превратилась в одну из ведущих региональных держав с растущими геополитическими амбициями. Поэтому, результаты выборов, несомненно, повлияют на развитие событий не только в самой Турции, но и в целом, во всем регионе Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии.
В целом, считается, что победа оппозиции приведет Турцию к более прозападной политике, тогда как отношение к России и войне в Украине станет более критичным.
Во внешней политике основные направления сохранятся; однако, ожидается, что в случае своей победы, оппозиция будет более сосредоточена на решении своих внутренних экономических проблем.
На парламентских выборах, как сообщает РБК, после подсчета 99,55% голосов, на начало 15 марта, правящий «Республиканский альянс» во главе с «Республиканским альянсом» во главе с Партией справеливости и развития (ПСР) действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана набирает 49,3%, или порядка 322 из 600 мест в парламенте, таким образом, улучшив свое положение в парламенте на три депутатских места.
Противостоящий ему «Народный альянс» во главе с Народно-республиканской партией (НРП) Кемаля Кылычдароглу предварительно получил 35,19%, или около 212 мест.
По предварительным подсчетам, правящий ПСР отдельно пока может занять 266 мест, НРП — 168. В то же время, входящие в «Республиканский альянс» Партия националистического движения и Новая партия благоденствия получают 51 и 5 мест, соответственно. В «Народном альянсе» оппозиции, помимо НРП, 44 места получает «Хорошая партия».
Таким образом, в будущем турецком парламенте расклад сил между ПСР и оппозиции составит практически 50 на 50, с минимальным перевесом в пользу правящего альянса. Это означает, что ПСР и ее союзники смогут проводить через парламент свои проекты и законы, но с большим трудом; оппозиция же сохраняет возможность блокировать некоторые из наиболее спорных инициатив правительства.
Что касается президентских выборов, то здесь все гораздо сложнее и победитель пока окончательно не определен. Как сообщает ВВС, после подсчета 98,55% бюллетеней Эрдоган набирает 49,34% голосов. Его главный соперник — кандидат от шестипартийного оппозиционного объединения «Национальный альянс» Кемаль Кылычдароглу — 45%.
У еще одного кандидата в президенты Синана Огана — 5,23%. За Мухаррема Индже (бывшего основного соперника Эрдогана на прошлых выборах) возглавляющего Партию отечества и заявившего 11 мая о снятии своей кандидатуры, все же проголосовали 0,43%.
Согласно РБК, оба основных кандидата – действующий президент Реджеп Эрдоган и лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу объявили о своей победе.
Эрдоган считает, что он победил уже в первом туре; его соперник полагает, что их противостояние перейдет во второй тур, который состоится 28 мая, в ходе которого он, якобы, непременно одержит победу.
Вопрос в том, как сложится ситуация и кто победит во втором туре (если он состоится).
Большинство экспертов, тем не менее, считают, что предугадать результаты практически невозможно, так как голоса поделились практически поровну.
Однако, на мой взгляд, следует учитывать, что у Эрдогана еще остается дополнительный ресурс в виде 5, 23% голосов, отданных другому кандидату в президенты – Синану Огану, представителю крайне правой Партии националистического движения (ПНД).
Дело в том, что, начиная с 2010, ПНД находится в стратегическом союзе с партией Эрдогана ПСР. Поэтому, скорее всего, Синан Оган призовет своих сторонников проголосовать во втором туре за Эрдогана, что может дать ему недостающие для победы проценты голосов.
Поэтому, на мой взгляд, победа Эрдогана во втором туре вполне возможна, он остается все же основным претендентом на победу.
Теперь преимущество Эрдогана впервые становится столь минимальным, что говорит о существенном падении уровня его популярности среди населения.
Однако следует учитывать, что оппозиция впервые добилась таких результатов на президентских выборах. В прошлый раз, основные кандидаты и противники Эрдогана набрали на них всего 25% и 12%.
Это произошло из-за углубляющегося в последние годы социально- экономического кризиса, в первую очередь, девальвации турецкой лиры и покупательной способности населения.
Поэтому Эрдогану придется очень трудно уже в первые годы своего нового срока, так как у него нет прежнего запаса популярности среди населения.
Его сегодняшний успех по многом обусловлен популизмом и обещанием больших социальных выплат и льгот населению – так в ходе своей предвыборной компании он обещал повысить бюджетникам зарплаты на 46%.
Однако, вопрос в том, сможет ли Эрдоган выполнить взятые на себя повышенные обещания и обязательства, что будет очень трудно сделать в условиях глобального экономического кризиса и немалых расходов на поддержание выросших геополитических амбиций.