До 2026 года Евразийский банк развития (ЕАБР) планирует инвестировать в водную, энергетическую и коммунальную инфраструктуру $8,4 млрд. Об этом на 46-й ежегодной конференции стран — членов Ассоциации институтов развития Азии и Тихоокеанского региона (ADFIAP) в Алматы сообщил заместитель председателя правления ЕАБР Денис Ильин.
«На территории стран — участников ЕАБР (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) реализовано 257 проектов общей стоимостью $13,4 млрд. До 2026 года нам предстоит инвестировать еще $8,4 млрд», — заявил Ильин.
По экспертной оценке ЕАБР, в странах Центральной Азии прогнозируется продолжение экономического развития темпами выше среднемировых. Численность населения Центрально-Азиатского региона увеличится к 2030 году на 17%. Планируется увеличение производства продовольствия на 45%.
«Бурное экономическое развитие приведет к росту потребления водных ресурсов на 10% и росту спроса на электроэнергию на 34%», — спрогнозировал зампред ЕАБР.
Ситуация с обеспеченностью водными ресурсами в странах Центральной Азии существенно отличается. Страны «верховья» — Кыргызстан и Таджикистан — обладают значительным гидропотенциалом, даже имеют значительные избытки водных ресурсов и более 90% электроэнергии производят на гидроэлектростанциях. А в странах «низовья» — Казахстан, Туркменистан и Узбекистан — для производства электроэнергии используются в основном углеводородные ресурсы. Эти страны критически зависят от сезонного регулирования стока рек странами «верховья».
«Спрос на воду может быть покрыт за счет внедрения водосберегающих технологий, которые позволяют повысить эффективность использования водных ресурсов в 2 раза», — считает Ильин.
Он указал на недостаточность согласованных действий стран региона по регулированию стока рек на ГЭС. Сезонный дефицит водных ресурсов можно снизить на 40%.
«По оценкам наших аналитиков совокупные потери и недополученные доходы от сложившейся системы взаимодействия в водно-энергетическом комплексе оцениваются в 1,5% регионального ВВП», — уточнил представитель Банка.
Как напомнил Денис Ильин, акционеры ЕАБР утвердили новую Стратегию и обозначили минимальный объем инвестиций Банка в сферу водно-энергетического комплекса стран Центральной Азии, а также в проекты достижения Целей устойчивого развития в сфере воды и возобновляемой энергетики, модернизации тепловых электростанций для снижения их негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно этой Стратегии, в центральноазиатские страны до 2026 года будет инвестировано не менее $400 млн.
В этой связи он упомянул несколько значимых долгосрочных инвестпроектов: Камбаратинская ГЭС-1 и ГЭС «Куланак» мощностью 100 МВт в Кыргызской Республике.
Также Денис Ильин упомянул проект перевода с угля на газ Алматинской ТЭЦ-3, с одновременным увеличением ее мощности до 500 МВт, что позволит снизить дефицит мощности в Южном Казахстане, существенно улучшит экологическую ситуацию в городе.
Кроме того, прорабатывается участие Банка в проектах по сооружению солнечных и ветровых электростанций в Кыргызстане и Таджикистане. Также ЕАБР будет продвигать проекты по модернизации оросительных систем.
В заключение Денис Ильин поделился своим мнением относительно корпоративной этики: «В кулуарах форума меня спросили журналисты, не являются ли другие банки развития конкурентами для ЕАБР. Не являются. Это неверный подход. Наоборот, нужна координация усилий разных банков и институтов развития».
Своим опытом реализации инвестпроектов с участниками конференции поделились президент и главный исполнительный директор группы Bank Pembangunan Malaysia Berhad Рони Абдулвахаб, заместитель главного исполнительного директора Pag-IBIG Fund (Филиппины) Александр Иларио Г. Агилар, директор по управлению рисками PT Sarana Multi Infrastruktur (PERSERO) (Индонезия) Пардана Мурти и главный исполнительный директор Fiji Development Bank Сауд Минам (Фиджи).
В конференции ADFIAP участвуют более 240 делегатов и гостей из более чем 40 стран. Это крупнейшие инвесторы из Юго-Восточной Азии, Европейского союза, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, из Новой Зеландии, Канады, Турции, Японии, Китая, Индии, Саудовской Аравии, Великобритании и США, а также представители международных организаций, включая ООН.