17 августа 2018 года действующие главы Таджикистана и Узбекистана подписали в Ташкенте Договор о стратегическом партнёрстве, который заложил прочную основу для широкого, всеобъемлющего развития связей между двумя странами по всем направлениям. Что имели до и как стало после?
Изменил отношения 45 миллионов человек
Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев после прихода к власти в конце 2016 года занялся «перезагрузкой» отношений с соседями по региону, особенно с Таджикистаном.
До этого взаимоотношения между двумя странами на протяжении почти 20 лет оставались довольно натянутыми, а временами — открыто враждебными.
В эпоху первого президента Узбекистана Ислама Каримова минировалась граница с Таджикистаном, создавались искусственные преграды на пути транзита таджикских грузов, изолировалась таджикская энергосистема и даже демонтировались железнодорожные участки, ведущие на юг Таджикистана.
Кроме того, Каримов являлся ярым противником возведения Рогунской плотины. Официально узбекская сторона объясняла это недопустимостью создания водохранилища с 335-метровой дамбой (в высоту) в сейсмоопасной зоне. По мнению же некоторых политологов, Каримов опасался, что созданием возможности для многолетнего закрытия стока реки Вахш Душанбе получит сильный рычаг давления, который сможет эффективно использовать в ответ на недружественные действия со стороны Ташкента.
С другой стороны, Каримов всевозможными преградами заставил Таджикистан развивать внутреннюю инфраструктуру. В условиях изоляции построили, в частности, ЛЭП «Юг-Север» через труднопроходимые горы, соединив энергосистемы центральной части страны и Согдийской области. Также Таджикистан проложил железную дорогу, соединив дороги центральной части с дорогами юга страны. Кроме того, перевел более 200 предприятий с природного газа на альтернативное топливо, возвел ТЭЦ «Душанбе-2», которая наряду с обеспечением тепла существенно сократила зимнюю нехватку электричества, и другую инфраструктуру.
Мирзиёев в первый же год своего правления положил конец 20-летней «необъявленной холодной войне», устранив практически все преграды на пути развития партнерства между двумя странами.
Предлагаем пять основных направлений двустороннего сотрудничества, где с приходом действующего президента Узбекистана произошли кардинальные изменения.
Граница
До прихода к власти нового президента гражданам Таджикистана было очень сложно получить визу для посещения Узбекистана. Даже уроженцам соседней республики с таджикским паспортом, которые проживают и работают на территории Таджикистана, неохотно разрешали посетить малую родину. Отдельные люди из этой категории находились в списке невъездных — им не разрешали посетить родительский дом даже во время похорон близких.
Многие участки границы были заминированы с узбекской стороны, периодически мирные жители, в основном таджикские пастухи, подрывались на них.
При новом президенте все эти проблемы были решены за короткие сроки, был упрощен режим двусторонних поездок граждан двух стран, полностью убрали мины на приграничных территориях.
Согласно официальной статистике РТ, в настоящее время до 20 тысяч жителей двух стран ежедневно пересекают границу с целью торговли и туризма, а также для встречи с родственниками и друзьями.
Порядка 68% от общего числа иностранцев, посетивших Таджикистан в первом полугодии этого года, являлись гражданами Узбекистана. Количество въехавших в Таджикистан узбекских граждан за этот период составило 319 тыс. человек.
Также значительно ускорились работы по делимитации и демаркации таджикско-узбекской границы, которые фактически были законсервированы при прежнем узбекском лидере.
По данным Госкомитета по землеустройству РТ, стороны определились с 1319 км общей границы, осталось определиться всего с 7 км.
Транспорт
Регулярное транспортное сообщение между двумя странами во время правления Каримова не существовало, посетить соседнюю республику можно было только транзитным транспортом. Можно было доехать и на такси – таджикском до и узбекском после границы, что выходило очень дорого.
По истечении всего лишь трех месяцев после прихода к власти Мирзиёева, возобновилось регулярное авиасообщение между Ташкентом и Душанбе (спустя 25 лет).
Летом 2018 года запустили регулярное автобусное сообщение из Душанбе в Денау и Термез, из Пенджикента — в Самарканд и из Худжанда — в Ташкент и Фергану.
В следующем году Узбекистан упростил правила транзитных перевозок через свою территорию для таджикских фур: срок, в течение которого грузовые автомашины должны выехать из страны, продлен до пяти дней вместо трех дней со дня въезда. Также железнодорожные компании двух стран договорились о предоставлении взаимных скидок. Впрочем, практика предоставления взаимных скидок между двумя странами во время грузовых перевозок стала носить регулярный характер.
В начале августа 2019 года Узбекистан начал использовать автодороги Таджикистана для грузоперевозок с Китаем по маршруту Термез-Душанбе-Хорог-Кульма.
В конце июня этого года начались регулярные железнодорожные пассажирские перевозки между столицами двух стран.
Стороны намерены расширить в дальнейшем географию и частоту перевозок между городами двух стран всеми видами транспорта.
Торговля
В начале 1990-х годов Узбекистан являлся главным торговым партнером Таджикистана. Двухсторонний таджикско-узбекский торговый оборот в 1995 году составлял $250 млн, что в два раза больше общего товарооборота со всеми другими странами СНГ вместе взятыми.
Однако с конца 1990-х, после постепенного охлаждения отношений между двумя странами, объем двусторонней торговли постепенно снижался.
Сокрушительные удары по торговому обороту были нанесены в 2009 году, когда Узбекистан в одностороннем порядке разъединил свои линии электропередачи с Таджикистаном, и в 2012 году, когда приостановились поставки узбекского природного газа таджикским потребителям.
В результате, согласно официальной статистике, в 2014 году объем товарооборота между странами достиг своего исторического минимума – $13 млн. Чтобы понять всю незначительность этой суммы, нужно сказать, что только за июнь этого года данный показатель составил $51 млн.
С тех пор объем таджикско-узбекского товарооборота вырос почти в 35 раз: с $13 млн в 2014 году до $448 млн в 2021 году.
В настоящее время Таджикистан поставляет в соседнюю республику первичный алюминий, электроэнергию, хлопок-волокно, руду, цемент, необработанную кожу, кокон, шелк-сырец, ткани, алкогольные напитки, ковры и другие товары.
Из Узбекистана импортируется природный газ, текстильная продукция, минеральные удобрения, пластмасса, обувь, керамические изделия, цветные металлы, электрическое и механическое оборудование. Часть китайского ширпотреба на таджикских рынках за последние годы заменила узбекская продукция.
Определенным толчком для роста товарооборота между странами стало открытие банками двух стран в 2018 году специальных кредитных линий на общую сумму $100 млн. На выделяемые правительством Узбекистана кредиты предполагается финансировать поставки продукции узбекских производителей на таджикский рынок.
В июне этого года министерство инвестиций и внешней торговли РУ сообщило, что в ближайшее время планируется создать приграничную торгово-индустриальную зону в районе пунктов пропуска «Ойбек» и «Фотехобод». КПП «Фотехобод–Ойбек» находится на северо-западе Согдийской области Таджикистана.
Ожидается, что на территории создаваемой зоны будут размещены производственные мощности, логистические центры и необходимая инфраструктура.
Энергетика
Все созданные во времена Союза связи в секторе энергетики, как уже упомянули выше, были прерваны при прежнем руководстве Узбекистана.
Поставки узбекского природного газа в Таджикистан возобновились в начале апреля 2018 года после первого визита Мирзиёева в Душанбе. Главным потребителем узбекского газа является Таджикская алюминиевая компания. Также топливо из соседней страны получают некоторые другие предприятия, в частности душанбинские теплоэлектроцентрали в осенне-зимний период.
Тогда же возобновились поставки таджикского электричества в летнем периоде, но приграничные узбекские районы, которые получают таджикскую энергию, в целях безопасности изолированы от энергосистемы этой страны, а значит и от Объединённой энергосистемы Центральной Азии.
В настоящее время при поддержке международных финансовых институтов ведутся работы по присоединению таджикской системы к региональной.
Специалисты отмечают, что энергетический сектор в регионе неразрывно связан с водным сектором, и совместное согласованное использование водно-энергетических ресурсов на руку всем без исключения странам региона.
Таджикистан и Кыргызстан не будут больше сталкиваться с дефицитом электричества в осенне-зимнем периоде, а Узбекистан, Казахстан и Туркменистан в поливном сезоне не останутся без воды.
К слову, за последние два года страны низовья столкнулись с острой нехваткой поливной воды. Таджикистан уступал часть своей доли в трансграничных реках Узбекистану и Казахстану после соответствующих обращений из этих стран.
Инвестиции
Проводимая политика «открытых дверей» предоставила таджикским бизнесменам возможность работать на узбекском рынке.
Согласно официальной статистике РУ, на территории этой страны, где, по мнению независимых специалистов, создана более привлекательная деловая среда и инвестиционный климат, за короткий период было создано 219 предприятий с участием таджикского капитала. В частности, около 100 предприятий работают с чистым капиталом таджикских бизнесменов.
По данным Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом РТ, в Таджикистане зарегистрировано 51 предприятие с узбекским капиталом.
Предприятия с узбекскими инвестициями на территории Таджикистана заняты в разнообразных сферах, совокупная доля которых составляет $15 млн.
В Госкомитете отмечают, что для привлечения иностранных инвестиций, особенно прямого капиталовложения, регулярно проводятся различные мероприятия с участием узбекских инвесторов. Также ежегодно организовываются форумы деловых кругов Таджикистана и Узбекистана. В рамках таких мероприятий проводятся адресные встречи участников в формате B2G (бизнес с правительством) и B2B (бизнес с бизнесом), по итогам которых обычно заключаются конкретные инвестиционные и торговые соглашения.
В целом, практически все эксперты с учетом географических, исторических, ментальных, религиозных, культурных и языковых (с некоторыми регионами) близостей и общностей предрекают еще более тесные связи по всем направлениям, если сохранится заложенная политика партнерства и добрососедства.
Шавкат Мирзиёев, к слову, еще во время своего первого визита в Таджикистан в марте 2018 года пообещал никогда не закрывать открывшиеся ворота между Узбекистаном и его ближайшим соседом.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.