Вооруженный конфликт на таджикско-кыргызском приграничье, произошедший 14-17 сентября, принес горе и слезы десяткам семей. Но, пожалуй, одна из самых страшных трагедий, потрясшая всю страну, произошла в семье Фаёзовых из джамоата Чоркух Исфаринского района. В один момент семья лишилась пятерых родных, включая двоих детей и беременную женщину. Все они заживо сгорели в машине скорой помощи, которая была обстреляна кыргызскими военными.
Горе, постигшее дружную и скромную семью Фаёзовых, невозможно описать никакими словами. Хладнокровную жестокость тех, кто сотворил это бесчеловечное преступление, невозможно оправдать ничем.
В семье оплакивают сразу пятерых человек – маму, двоих невесток, одна из которых была на восьмом месяце беременности, и их двоих детей. Все они погибли в машине скорой помощи вместе с шофером по пути в больницу от снарядов кыргызских военных.
Журналисты «Азия-Плюс» побывали в доме семьи Фаёзовых, где родные погибших рассказали все подробности этой жуткой трагедии. От их рассказа стынет кровь в жилах и замирает сердце…
«Их целью была мечеть»
Рано утром, 16 сентября, жители Чоркух собрались в мечети для совершения пятничного намаза. Дом, в которой проживает семья Фаёзовых, расположен в нескольких шагах от мечети.
По словам очевидцев, которые в то утро находились в мечети, первый взрыв они услышали в начале шестого, потом были еще несколько и непрекращающаяся стрельба.
— Их целью была мечеть. Так поступают только террористы, выбирая в качестве мишени мечети, школы и другие многолюдные места. Но по ошибке снаряд попал в дом Фаёзовых, — рассказал один из очевидцев.
Семья Фаёзовых, собрав в спешке детей, начала убегать из дома. По дороге осколками снарядов были ранены шестилетняя Асмоахон и пятилетний Имрон.
— Один из осколков пробил голову Асмоахон, — рассказывает Максудбек Азизов, близкий родственник, в дом которого и бежала семья для укрытия. – Я живу неподалеку от них, буквально в пяти минутах ходьбы. Но до меня они так и не добежали. В то утро я был в мечети. Выбежал и увидел страшную картину: крики, плачь, кровь… Мы посадили всех их в «портер» соседа и отправили до ближайшего медпункта.
По дороге автомобиль попал под обстрел. Ранение получила старшая невестка, которая своим телом прикрыла детей.
— Она, словно птица, закрыла детей от летящих пуль и осколков снарядов, — рассказывает со слезами на глазах Надияхон Джалилова, мама раненой девушки. – В трех местах моя дочь получила ранение. Видимо задет нерв, и она сейчас еле передвигается.
В медпункте было принято решение отправить раненных детей в городскую больницу в Исфару. Вместе с детьми в машину скорой помощи сели мать, две невестки (матери раненых детей) и старший брат.
До больницы машина скорой помощи не доехала. Подъезжая к мосту, она несколько раз подвергалась обстрелам кыргызских военных.
«Все они погибли, сгорели на моих глазах»
Старший брат Бобоахмад Фаёзов, который находился в машине скорой помощи, до сих пор пребывает в шоковом состоянии. В тот день он чудом остался жив — от взрывной волны он вылетел из машины.
«Стрелять в нас начали на повороте к мосту. Били всем, чем можно – и пулеметами и гранатометом. От первого удара оторвалась дверца машины. Потом насмерть убили бедного водителя. От третьего снаряда я вылетел из машины. Я хотел подбежать к ним и вытащить всех оттуда, но не смог встать из-за ранений.
Я лежу и вижу: просто град пуль, как дождь сыплется в мою сторону, голову поднять было невозможно. Я уже ничего не соображал, кругом лужи крови, из меня тоже льется кровь.
Мамочка, две невестки, одна вот-вот должна была родить, два племянника – все они погибли, сгорели на моих глазах.
Я пролежал под мостом приблизительно 3-4 часа. Потом приехали наши военные, вытащили меня и отправили в больницу.
Я не знаю, почему в нас стреляли. Мы обычные мирные люди, мы никому не делали ничего плохого.
До каких пор мы будем жить в страхе за жизнь своих родных и прятаться от пуль и выстрелов? Это все сильно отражается на детях, стариках, женщинах. Они реагируют на любой хлопок и громкий звук.
Посмотрите, сколько погибших мирных жителей, молодых солдат. Пусть правительство, наконец-то, решит этот вопрос раз и навсегда».
«Моя жизнь потеряла смысл»
Средний и младший братья Ильхом и Амриддин Фаёзовы на момент трагедии находились на заработках в России. О том, что в их селении опять неспокойно и начались перестрелки, им 16 сентября сообщил их друг во время утреннего пятничного намаза.
«Я сразу позвонил своей жене, она подтвердила его слова, сказав, что звуки стрельбы очень сильные, похожие на гранатометы, — рассказывает Ильхом. — Я забеспокоился, позвонил старшему брату, попросил быть осторожными. Он сказал, что они спрячутся в подвале.
Сердце мое было не на месте, я вновь позвонил жене. «Здесь все плохо, в нас стреляют, я не могу говорить» — сказала она и отключилась. Я потом звонил много раз, но никто уже не брал трубку.
Позже я дозвонился до брата. «Ильхом, в нас стреляют, водителя убили. Я лежу под мостом. Я не знаю, живы ли они еще. Я не знаю, я ничего не знаю», — он повторял мне это несколько раз. Он был в шоковом состоянии. Он тогда уже знал, что все они погибли в машине, но не смог мне это сказать.
Я потом узнал, что старший брат выжил, вылетев из машины. А внутри сгорели моя мама, мои жена и сын, беременная жена среднего брата и их дочь. Где это видано, чтобы стреляли в машину скорой помощи?
После этого мы сразу купили билет — дядя все организовал, и приехали сюда.
Нашей маме было всего 59 лет. В 40-летнем возрасте умер наш отец, и мама воспитывала нас всех одна.
Мне сейчас уже ничего не интересно, я не знаю, как жить дальше. Моя жизнь потеряла смысл».
У Ильхома остались двое детей – девятилетняя дочь (она ранена в руку) и двухлетний сын. У среднего брата Амриддина – трехлетняя дочь и четырехлетний сын. Дети не понимают, почему их мамы и любимая бабушка так долго не приходят к ним.
Раненые старший брат Бобоахмад и его жена получили сильное нервное потрясение. Они нуждаются в психологической помощи.
Для тех, кто желает поддержать семью Фаёзовых:
+992918797374 — Амриддин Фаёзов (номер закреплен к Душанбе Сити)
+992111888333 — Эсхата онлайн на имя Ильхома Фаёзова