Душанбе. 17 апреля. «Азия-Плюс» — Достичь энергетической независимости Таджикистану за 4 года, как было подчеркнуто в президентском послании парламенту страны, вряд ли получится, считает заведующий отделом Института экономических исследований Министерства экономического развития и торговли РТ, доктор экономических наук, профессор Ходжимухаммад Умаров.
В интервью «АП» он отметил, что удовлетворение потребности страны в собственной электроэнергии с учетом сложившейся экономической ситуации в республике и нехваткой средств в мировом масштабе не представляется возможным даже лет через 10 лет.
«Практически на полную мощность заработала Сангтудинская ГЭС-1 и, допустим, в ближайшие два года заработает ГЭС Сангтуда-2, однако какого-то кардинального изменения в электроэнергетической ситуации страны от этого не будет, — считает он. – Есть другие проекты по строительству крупных ГЭС, в том числе возведение Рогунской станции, но осуществление этих проектов в ближайшие 5-10 лет ожидать не стоит, если учесть имеющиеся резервы и возможности страны, а также трудности с привлечением внешних инвестиций в условиях финансового кризиса».
Профессор уверен, что в нынешних условиях Таджикистана лучше всего сконцентрироваться на строительстве малых ГЭС, для чего требуется не такие большие средства и окупаемость которых происходит намного быстрее. «Правительству необходимо принять программу развития малой энергетики и создать консорциум для строительства предприятия по производству агрегатов для малых ГЭС внутри страны», — считает он.
Ученый также сомневается в обеспечении потребности республики в ближайшие три года собственным природным газом. «Наиболее крупные компании, занимающиеся у нас поиском природного газа, являются российская «Зарубежнефтегаз» и канадская «Тетис Петролиум», и от них поступают самая противоречивая информация по поводу наших газоперспективных площадей, — отметил Х. Умаров. — Одни утверждают, что через пару лет мы будем обеспечены собственным «голубым» топливом, другие — что никак не могут найти его. Из-за того, что конкретных результатов пока не существуют, я считаю преждевременным заявлять о какой-то газовой независимости в ближайшие годы».