Смерть Бурхонуддина Раббани – это продолжение старой политики по уничтожению лидеров Северного Альянса и по ослаблению Северного Альянса в целом, считает таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.
«Раббани, после Ахмадшаха Масуда, который также был убит талибами, был второй наиболее крупной фигурой в Северном Альянсе, которая потенциально могла сыграть в будущем объединительную роль в афганском обществе», — сказал Муллоджанов.
При этом он затруднился назвать лидера, который мог бы занять место Раббани и объединить все фракции антиталибской коалиции.
По его мнению, смерть Раббани была выгодна, прежде всего, непримиримым талибам и стоящему за ними Пакистану. «Точнее, пакистанской разведке, которая и создала талибов, — сказал политолог. — Таким образом, они готовятся к тому, что с полным или частичным выводом американских войск и сил НАТО из Афганистана неизбежно разгорится новый виток борьбы за власть».
Муллоджанов считает, что переговорный процесс в Афганистане находится во временном тупике, потому что есть много сил, заинтересованных в продолжении этого процесса.
Это, в первую очередь, НАТО и правительство Карзая. «Поэтому этот процесс продолжится. Другой вопрос – чем он завершится, потому что Раббани был тем человеком, который имел огромный политический опыт и вес, с которым было тяжело торговаться», — полагает политолог.