Как уже сообщала «АП» 24 сентября партия Исламского возрождения переизбирала своего лидера. Сюрпризов выборы не принесли – председателем партии вновь стал Мухиддин КАБИРИ. Но на состоявшемся
IX
съезде было все же немало интересного: тут были и слезы, и смех; призывы, тонкие и не очень, намёки и четкие заявления. Подробности у корреспондента «АП».
НИКОГДА не участвовала на подобных мероприятиях, но с уверенностью могу сказать, что организация съезда, проходившего в конференц-зале аппарата партии, была проведена на высоком уровне. В зале были установлены посадочные места в три ряда, два из которых занимали делегаты и члены партии, один – гости. Большое количество людей из числа ПИВТовцев разместились во внутреннем дворике – конференц-зал всех просто не вместил. На улице был установлен большой монитор, который транслировал все, что происходило в зале.
Незадолго до начала в зал вошел Ходжи Акбар Тураджонзода. По рядам прошелся радостный гул, кто-то даже предпринял попытку поаплодировать, но… сдержался. То ли чувств постеснялся, то ли решил эмоции все-таки попридержать. Тем не менее, и самому Тураджонзоде, и гостям стало понятно, что здесь этому человеку рады.
Тураджонзода занял место в президиуме, рядом с другими почетными гостями — старшим советником президента Мансуром Сайфитдиновым, представителем НДПТ, с гостями из дальнего и ближнего зарубежья, в частности, Гейдар Джамаль – председатель Исламского комитета России, а также российский журналист, ведущий первого российского канала, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко. Кстати, в этот день ждали еще одного гостя — экс-главу Афганистана Бурхонуддина Раббани. Об этом сказал сам Кабири:
— У нас была договоренность с устодом Раббани, что он примет участие в нашем мероприятии. Он говорил, что очень хочет приехать и побеседовать с некоторыми своими собратьями. Мы знаем, что он должен был поехать в Тегеран, а потом в Дубай. Из Дубая он должен был приехать в Душанбе. Поездка в Кабул в его планы не входила и непонятно, почему он оказался там. Кто его туда позвал? Зачем? Эти вопросы, на которые нет ответа.
…Среди остальных гостей были представители различных организаций, посольств, СМИ. Здесь же, в зале, до выяснения итогов выборов, устроился и сам Кабири.
Съезд начался с чтения сур из Корана. Читал маленький кори Хисомуддин, на вид ему лет 8, не больше. Его чтение оказалось настолько трогательным для некоторых участников, что они расплакались, причем плакали не только женщины. Религиозные чувства охватывали людей позже еще не раз: периодически кто из присутствующих громко выкрикивал: «Хабиб», а в ответ зал произносил: «Оллох Акбар». Как правило, эти возгласы означали одобрение чьих-то слов. И так как повторялось это довольно часто, можно считать, что в целом ПИВТовцы были довольны своим мероприятием.
Безальтернативные выборы
МЕЖДУ ТЕМ, это был второй день съезда. В первый обсуждались внутренние вопросы партии, были вынесены решения высшего совета о выставлении кандидатур ревизионной комиссии и главы партии.
В первом случае была выставлена, а потом и поддержана делегацией кандидатура Мухаммадали Файзмухаммада. Возражений не было.
Дело дошло до председателя. За кандидатуру Мухиддина Кабири проголосовали почти все делегаты, лишь кто-то один проголосовал против, но… Выбора не было, так как других кандидатов на пост главы партии просто не оказалось. Может поэтому, взяв слово, Кабири заявил, что он свое повторное избрание больше воспринимает как назначение…
ПИВТ определился с границами и позициями
— Я БЛАГОДАРЕН за оказанное доверие, что прощаете те недостатки, которые могла иметь партия за последние четыре года, и даете возможность исправить их. Я считаю, что в данном случае меня не избрали, а назначили, и это означает, что я должен реализовать поставленные цели и задачи. Это большие обязанности, — отметил вновь избранный лидер.
Потом он рассказал присутствующим, куда, собственно, партия двинется дальше. Так, по его словам, сегодня деятельность ПИВТ распространяется не только внутри страны, но уже вышла за ее пределы.
— Наша партия не является уже партией одной страны и не принадлежит только нам с вами. Другие нации регионов и мира надеются на нас, — сказал он. — Мы с вами не должны больше думать об интересах только одного государства. Наша с вами задача – представлять умеренный, развитый и настоящий ислам на территории всех стран СНГ и за его пределами. Этот процесс уже в действии. Сейчас в зале присутствуют более 20 представителей таджикских мигрантов в России, которые приехали сюда на машинах, так как не имели средств, чтобы купить билеты на самолет. Но они нашли способ и прибыли на съезд. В этом им финансовую поддержку оказали другие наши мигранты. Это говорит о том, что наши с вами задачи вышли за пределы географических границ. И если кто-то захочет задушить это мнение, пусть знает, что оно будет выражено в другом месте. Этот съезд станет новым и серьезным шагом для достижения этих целей, — отметил Кабири.
Говоря о поставленных задачах, глава ПИВТ сообщил, что девиз партии гласит: «Вера в Бога, преданность Родине и служба народу», но, судя по его словам, теперь акценты в девизе партии немного изменятся.
— То, что касается нашего с вами отношения к Богу, является нашим индивидуальным делом. И нет больше необходимости объявлять об этом, то есть призывать к первой части девиза. Но верность Родине – это призыв, который должен быть осуществлен. Нужны результаты. Без лицемерия.
Говоря о службе народу, Кабири отметил, что наша нация заслуживает, чтобы ей верно служили. Она заслуживает лучших политиков, чем имеет сегодня.
— К сожалению сегодняшнее поколение политиков, в том числе и мы, не может служить своему народу так, как он того заслуживает. Но при этом можно услышать разговоры о том, что нация должна быть благодарна нам, есть мы, поэтому есть и нация. Однако это мы должны быть благодарны нации, что мы есть. Что нас до сих пор не выгнали из этой страны. Какая другая нация в мире стерпела бы все те трудности, что терпит наш народ? На днях показывали сюжет из Газы о том, что уже три часа там нет света. Во всем мире бьют тревогу, что бедный народ сектора Газа остался без света на целых три часа. Это в то время, когда Газа вот уже 60 лет находится в оккупации! Народ сохранил свою гордость и чувство собственного достоинства и предъявляет претензии к властям за то, что она не может обеспечить его нужды. Наш народ же терпит и делает это в надежде на лучшее будущее, — отметил Кабири.
Говоря о взаимоотношениях с государством, Кабири отмети, что эти взаимоотношения всегда основываются на государственных и национальных интересах. Например, как это было с рогунским вопросом.
— Когда государство, правильно или неправильно, придало тогда рогунскому вопросу национальное значение, мы были одними из первых, кто поддержал его в этом вопросе. Тогда за счет бюджета партии мы приобрели акции на сумму 100 тыс. сомони. Кроме этого, мы обязали наших членов отдельно приобрести акции, и они приобретали от самой минимальной стоимости до акций по цене до 50 тыс. сомони. Если другая партия докажет, что она приобрела больше акций, то я готов пожать им руку. Даже партия власти. Насколько это было правильным, мы не судили, но тогда речь шла о чести и достоинстве нации. Наша партия всегда выступала, и будет выступать за национальные интересы. Мы никогда этого не скрывали. Если кто-то считает, что это способ приблизиться к властям, то это на его совести. Но мы всегда будем рядом с государством в ситуациях, когда затрагиваются вопросы национального и государственного значения. В аспектах, когда государство, на любом уровне, будет действовать против наших национальных и религиозных интересов, мы всегда будем проявлять свою позицию. ПИВТ всегда будет называть хорошее хорошим, а плохое — плохим. И мы это не раз уже доказывали, — отметил лидер ПИВТ.
Кстати, по словам Кабири, ПИВТ спросит и о судьбе рогунских акций, о проекте в целом, так как народ хочет знать исход этого вопроса…
Он также отметил, что с внешним миром их взаимоотношения строятся на двух факторах: Таджикистан и ислам, и интересы этих двух составляющих.
— Те, кто друзья Таджикистана, наши друзья. Те, кто друзья Ислама – наши друзья. Но те, кто является врагами Таджикистана или ислама – они наши враги, — подчеркнул Кабири.
Есть еще кадры. Но пока они «засекречены»
СЛОВО было предоставлено и другим участникам съезда. Примечательным, на наш взгляд, стало выступление общественного и религиозного деятеля Ходжи Акбара Тураджонзоды.
Он сделал пару замечаний партии, в частности, относительно отсутствия других кандидатов на пост лидера. Но критика эта больше походила на дружеское порицание.
— Мы слышали, что вчера, когда верховный совет рассматривал вопрос избрания главы партии, Кабири не присутствовал при этом. Я считаю, что это хорошо, так как, возможно, в его присутствии не все смогут сказать то, что думают. Но, с другой стороны, нам не сказали, выдвигались ли другие кандидатуры, – заметил Тураджонзода. — Если нет, то это большой недостаток, так как партия не смогла за четыре года воспитать еще несколько Кабири. Партия исламского характера должна отличаться от других партий, где лидеры, как мы видим, являются бессменными и без своих руководителей падают в пропасть. Они даже не могут проглотить кусок пищи без этих руководителей.
На это замечание зал отреагировал смехом, аплодисментами и возгласами: «Хабиб».
— Я надеюсь, к следующему съезду этот недостаток будет устранен, — как мог строго заметил Тураджонзода.
На что Кабири полушутя, полусерьезно сообщил, что в партии есть достойные кадры, но пока афишироваться они не будут. «Такова политика ПИВТ», — отметил он. И уже «отбиваясь» от претензий «устода», добавил, что «мало достойных кадров сегодня можно увидеть, в целом в нации. Что уж говорить об одной партии?».
— После Бободжона Гафурова хорошие кадры у нас можно пересчитать по пальцам. Я заранее извиняюсь, если кого-то не назову, но пока могу лишь отметить устода Мухаммаджона Шукури, Муъмина Каноата, устода Нури и устода Химматзода…, устода Тураджонзода.
Если страна не смогла воспитать таких, как Тураджонзода за 20 лет, то, как можно спрашивать с партии несколько Кабири за четыре года? – спросил Кабири.
Зал отреагировал доброжелательным смехом.
— Поэтому примите наши извинения, устод. Надеюсь, все вместе мы сможем воспитывать достойные кадры для государства, — заключил лидер ПИВТ.
Зараза попрошайничества
В ходе заседания велось немало разговоров о взаимной поддержке между мусульманами мира. Как отметил Кабири, партия собрала $32 тыс., которые направила палестинцам в качестве помощи, однако после это акции раздавалось много критики от соотечественников, которые говорили, что лучше бы эти деньги дали бы бедным таджикам. По словам Кабири, своим соотечественникам они тоже оказывают поддержку, например, для жителей Куляба и Ходжамастона партия собрала 100 тыс. сомони и отправила 2 КАМАЗа с продовольствием.
— Эти $32 тыс. не решат наш вопрос с бедностью, и не решат проблемы палестинцев, однако это является символом связи с нашими мусульманскими братьями. Во время гражданской войны, когда наши беженцы были в Афганистане, такая поддержка была оказана и им. Так почему сегодня мы не можем оказать такую поддержку? – заявил Кабири.
А. Тураджонзода данное заявление поддержал, и дополнил. По его словам, во время гражданской войны беженцами в Афганистан стали до 150 тыс. таджиков, которых нужно было кормить, и где-то размещать. Тогда по его словам свою помощь оказали не только афганцы, но и пакистанцы, иранцы и граждане других исламских стран.
— Почему мы должны только получать помощь, а не оказывать ее сами? До каких пор мы будем в роли просителей подаяния? Все наше общество заражено этим. От самого верха до самых низов. От академика до школьника. Сегодня ребенок при встрече родственника сразу говорит: «дай один сомон». Мы должны бороться с этим. Вы простите, что я выступаю с наставлениями. Просто очень сердце болит за народ. Я хочу, чтобы мы были достойной, показательной и гордой нацией. Бог создал человека свободным. Отличил человека от животного его свободой, наличием разума. Мы не должны иметь рабскую природу. Всем вам я желаю успехов, гордости, свободы выражения, радостей этой жизни и благ последней жизни, — сказал А. Тураджонзода.
… На съезде выступили и другие участники. В частности, слово было предоставлено почетным гостям из-за рубежа, которые, в основном, говорили о глобальных проблемах исламского мира.
Съезд, а потом и «круглый стол», организованный партией, заняли весь день.