На днях американские конгрессмены во второй раз обратились к президенту Узбекистана Исламу Каримову с призывом прекратить уголовное преследование менеджеров компании, предупредив о негативных последствиях для узбекско-американских отношений в сфере экономики.
На прошлой неделе в Ташкентском городском суде по уголовным делам начался судебный процесс против менеджеров сотового оператора «Уздунробита», 100-процентой дочерней компании МТС в Узбекистане. Четверых сотрудников компании обвиняют в налоговых преступлениях и мошенничестве, что, по мнению следователей генпрокуратуры Узбекистана, нанесло ущерб государству на сумму более $900 миллионов. Судебные власти уже приступили к описи и аресту всего имущества МТС в Узбекистане, и, судя по темпам судебных слушаний, процесс обещает быть скорым, но не факт, что справедливым. В прошедшую пятницу МТС заявила, что представителям ее узбекской «дочки» отказано в праве участвовать в суде, что лишает МТС возможности защиты интересов своих сотрудников и бизнеса. Российская компания неоднократно указывала на оказываемое давление на ее сотрудников и многочисленные процессуальные нарушения в ходе следствия, называя происходящее с ее бизнесом «рейдерской атакой» в интересах «влиятельных сил» в республике.
На скамье подсудимых мог бы оказаться и российский гражданин, бывший и.о. гендиректора «Уздунробиты» Радик Даутов, задержанный в конце июня узбекской прокуратурой. Благодаря вмешательству российской стороны и телефонному разговору главы МИДа Сергея Лаврова со своим узбекским коллегой Даутов был освобожден. Теперь судьбой российской компании и ее узбекских сотрудников озаботились в США.
На прошлой неделе члены американского конгресса обратились к узбекскому президенту Исламу Каримову с письмом, в котором призвали к справедливому и гласному рассмотрению уголовного дела в отношении менеджеров «Уздунробиты». Вступившись за бизнес российской компании в Узбекистане, конгрессмены пытаются защитить американских акционеров МТС, так как акции компании с 2000 года котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. В числе американских держателей бумаг МТС — инвестиционные фонды, «представляющие интересы правительственных чиновников, учителей и военнослужащих», — пишут в письме конгрессмены, текст которого есть в распоряжении «Новой».
«Мы озабочены, что сложившаяся ситуация, если ее не разрешить своевременным и прозрачным образом, негативно повлияет на восприятие американским бизнесом инвестиционного климата в Узбекистане. Аресты работников могут быть особенно губительны для инвестиций в технологический сектор», — говорится в письме, датированном 27 августа.
Письмо подписали пять конгрессменов, входящих в различные комитеты конгресса: по вооруженным силам, безопасности, иностранным делам и юстиции. Факт их обращения к Каримову интересен тем, что два конгрессмена — Дэн Бёртон (Dan Burton) и Грегори Микс (Gregory Meeks) — посетили в начале июля Ташкент, где встречались с Каримовым. Повестка переговоров освещалась узбекскими СМИ скудно, однако ряд наблюдателей предполагает, что конгрессмены обсуждали с Каримовым возможности сотрудничества Узбекистана и США в военной сфере в преддверии вывода американских войск из Афганистана. Визитеры наделены на это полномочиями. Республиканец Бёртон является председателем подкомитета конгресса по Европе и Евразии, а также входит в состав комитета по иностранным делам и подкомитета по национальный безопасности и обороне. Демократ Микс — сопредседатель Рабочей группы по торговле и экономическим отношениям США и России и член комитета по международным делам.
Для американцев Узбекистан — сложный и непредсказуемый партнер. США остро нуждаются в транспортной инфраструктуре Узбекистана для обещанного Бараком Обамой вывода из Афганистана американских войск к 2014 году. В то же самое время Вашингтон вынужден действовать с оглядкой на влиятельных политиков у себя дома и в Европе, а также на правозащитные группы, обвиняющие Ташкент в систематических нарушениях прав человека. Узбекский президент, умело играя на противоречиях во внешней политике США, шантажирует американских партнеров: в обмен на афганский транзит Каримов предлагает им не поднимать правозащитную тему. Попутно Узбекистан увеличивает ставки в расчете заработать на транзите. Кроме того, ряд аналитиков полагает, что США и Узбекистан ведут тайные переговоры о возможных форматах американского военного присутствия в Узбекистане после вывода воинского контингента НАТО из Афганистана. В пользу этой версии говорят многочисленные визиты в Узбекистан высокопоставленных представителей Госдепа и министерства обороны США, а также недавнее решение Ташкента о выходе из Договора о коллективной безопасности СНГ.
Так или иначе, обращение конгрессменов с нелицеприятными для главы Узбекистана призывами — симптоматичный шаг. Каримов болезненно реагирует на критику, особенно со стороны США, в лице которых вновь хочет видеть стратегических партнеров. Ташкент, решившись на демонстративные шаги в пику Москве (о чем свидетельствуют выход из ОДКБ и проблемы с МТС), в ответ рассчитывает на благосклонность Вашингтона. Узбекское руководство прилагает немалые усилия, направленные на активизацию торгово-экономического сотрудничества с США. В середине августа в Ташкенте в рамках визита помощника госсекретаря Роберта Блейка состоялись ежегодные узбекско-американские консультации и бизнес-форум с участием представителей крупнейших американских компаний, среди которых Boeing, Solar Turbines, General Motors, Merk, General Electric Energy, Anadarco, Zeppelin International, Case New Holland, Nukem.
Однако и во время этих мероприятий не обошлось без конфуза — накануне бизнес-форума газета Financial Times сообщила, что американская Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская комиссия) направила письмо Каримову, в котором предупредила о возможности «ухудшения двухсторонних отношений», если узбекские власти не освободят из тюрьмы менеджеров «Уздунробиты», и потребовала открытого и прозрачного расследования дела против узбекской «дочки» МТС. Письмо было подписано председателем американского подразделения комиссии конгрессменом-республиканцем Кристофером Смитом и небезызвестным сенатором-демократом Бенджамином Кардином.
Эпистолярный жанр общения конгрессменов с Каримовым — верный признак того, что среди политических и бизнес-элит США нет консенсуса относительно Узбекистана. Современные представления западного мира о политике не укладываются в примитивную логику Каримова, руководствующегося принципом realpolitik — чем хуже он сделает России, тем лучше будет для США. Американцы не забыли, как Узбекистан «попросил» их в 2005 году с военной базы Карши-Ханабад, после того как в адрес Каримова зазвучала критика, вызванная жестоким подавлением беспорядков в Андижане. Американский бизнес не столь наивен, чтобы рисковать прямыми негарантированными инвестициями в узбекскую экономику. В 2006 году из-за смены внешнеполитических приоритетов в пользу России и Китая власти Узбекистана принудительно обанкротили золотодобывающее СП с американской Newmont Mining. Нынешнее экономическое сотрудничество Узбекистана с США в основном сводится к закупкам американской высокотехнологичной продукции на кредиты западных банков и поставкам узбекского урана.
Поэтому в свете истории с российской МТС Узбекистану не стоит надеяться на привлечение западных капиталов, а письма конгрессменов — лишний повод напомнить узбекским властям не только о непредсказуемом инвестиционном климате и неуважении к правам своих граждан, но и об элементарных нормах приличия.
К слову сказать, в поддержку МТС выступили не только политики – в конце прошлой недели за российскую компанию вступилась GSMA — международная ассоциация операторов мобильной связи. Ее директор Анн Буверо написала письмо Каримову, предупредив, что ситуация вокруг «дочки» МТС может оказать негативное влияние на репутацию и инвестиционный климат Узбекистана.