В ходе предстоящего в Таджикистане референдума планируется снизить возрастной ценз для кандидата в президенты республики.
Как сообщил «АП» источник в нижней палате парламента Таджикистана, это основная поправка в Конституцию, которую планируется вывести на утверждение всенародного референдума.
Так, кандидатом в президенты Таджикистана может быть выдвинут гражданин республики, достигший 30 лет, и проживавший в течение последних 10 лет на территории республики.
По словам источника, также планируется внести поправку в статью 28 Конституции, касающуюся создания политических партий. Из данной статьи планируется исключить право граждан на создание политических партий религиозного характера.
Также планируется закрепить в Конституции президентскую форму правления, которая, по сути, и является формой правления Таджикистана, но в ныне действующей Конституции это не прописано.
Кроме того, согласно планируемым поправкам будет установлен единый возрастной ценз как для кандидатов в депутаты Маджлиси намояндагон, так и для членов Маджлиси Милли Маджлиси Оли РТ – 30 лет.
В настоящее время для кандидатов в депутаты нижней палаты парламента ценз по возрасту составляет 25 лет, а для членов верхней – 35 лет.
Также, по словам источника, будут внесены еще несколько изменений и поправок, касающиеся более точного толкования той или иной статьи Основного закона страны.
Не исключено, что поправки относительно возрастного ценза кандидата президента вносятся в Конституцию неспроста: сыну Эмомали Рахмона Рустаму Эмомали сейчас 28 лет (он родился 19 декабря 1987 года), и к следующим президентским выборам, которые пройдут в Таджикистане в 2020 году, ему исполнится только 33 года. Согласно же Основного закона страны, в настоящее время претендовать на пост президента РТ может гражданин страны не младше 35 лет.
Рустам Эмомали окончил Таджикский национальный университет по специальности «Международные экономические отношения», являлся слушателем курсов Дипакадемии при МИД РФ. Работал в Комитете по инвестициям и госимуществу, вице-председателем Союза молодежи РТ. Один из организаторов и совладельцев футбольного клуба «Истиклол», президент Федерации футбола Таджикистана.
В ноябре 2013 года Рустам Эмомали был назначен главой Таможенной службы при правительстве Таджикистана, а уже 16 марта 2015 года своим Указом Э.Рахмон назначил своего старшего сына директором Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией страны.
Еще одна поправка в Конституцию, которую планируется принять путем всенародного референдума — запрещение регистрации политических партий религиозного характера.
В Таджикистане до недавнего времени официально действовала единственная в Центральной Азии партия религиозного толка — Партия исламского возрождения Таджикистана (тадж. Ҳизби Наҳзати Исломии Тоҷикистон). Однако в сентябре прошлого года она была объявлена экстремистско-террористической и ее деятельность на территории РТ была запрещена.
Основателем и лидером партии в 1993-2006 годы был Саид Абдулло Нури, но после его кончины в 2006 году партию возглавил Мухиддин Кабири, который был объявлен в розыск и которого в настоящее время, как утверждают таджикские власти, ищет Интерпол.
Напомним, Конституция Республики Таджикистан была принята 6 ноября 1994 года путём всенародного референдума.
Конституция Таджикистана предусматривает унитаризм, сильную президентскую власть, статус таджикского языка как государственного и русского как языка межнационального общения, автономию Горно-Бадахшанской области.
Поправки в Конституцию РТ могут вноситься путём всенародного референдума, поправки в Конституцию РТ вносились в 1999 (установив двухпалатный парламент вместо однопалатного) и 2003 (удлинив срок полномочий президента) с пяти лет на семи лет.