Дизайнер и основатель бренда ZHIWJ рассказала «Азия-Плюс», как создать бренд, задавать тренды и зарабатывать на них.
— Нафиса, говорят, что в любой области без связей пробиться достаточно сложно. Можно без имён, но есть ли человек, который тебе помогал?
— Нет.
— То есть ты сама добилась всего с нуля?
— Я закончила хорогскую школу им. Гагарина № 7 и потом уже, когда в Технологический поступила, я поняла, что то, что сейчас происходит — это не моё. Вот бывает же, что вы чувствуете будто живёте чужой жизнью? Вот столько энергии внутри меня было, что я не знала куда ее деть, и я понимала, что я не могу каждый день приходить в университет и просто сидеть и проводить время. Мне хотелось чего-то большего.
Я понимала, что есть сложности, что я приезжая, что я не местная, у меня нет знакомых и нет нужного количества финансов, нет вообще познаний в бизнесе. Но, несмотря на это, я настолько была уверена в себе, столько у меня было желания, что меня ничего не останавливало.
Просто так получилось, что Боженька на моем пути дал мне хороших друзей, которые дали мне в нужную секунду правильный совет.
— Модельный бизнес очень жестокий и коварный. И у нас в Таджикистане, вероятно, тоже?
— У нас мало дизайнеров, потому что fashion-индустрия только развивается. И конечно, у нас здесь тяжело, потому что фэшн-индустрию не все понимают.
Сильного бренда в Таджикистане ещё нет, как в Узбекистане и других странах, чтобы реально как бренд работали, каждый год бы выпускали по 4 сезона коллекций, участвовали в показах на мировых подиумах. Есть дизайнеры, есть ателье. Но бренда пока нет.
Для бренда нужно большое финансирование, поставить хорошую стратегию, собрать команду, сделать уже направления: осеннее, зимнее, весеннее, летнее, всё вот это… Чтобы каждые капсулы выходили в своем сезоне, чтобы был размерный ряд, чтобы доступно было не только здесь, но и за границей.
«Я хочу полностью вникнуть в бизнес»
— Что нам нужно для этого? Может привлечение инвестиций извне? Кто нам может помочь, чтобы проект ZHIWJ стал мировым брендом, ну или хотя бы брендом в Центральной Азии?
— У меня пока эксклюзивная одежда выходит. Через месяц я уезжаю на обучение в Москву, мне нужно обучиться правильно направлять свой бренд. Не просто быть дизайнером, который создаёт красивую одежду, я хочу полностью вникнуть в дизайнерский бизнес.
— То есть в планах реализоваться как бизнесмену?
— Да. Я уже знаю эту кухню изнутри, как правильно разложить всё по полочкам. Нужно ещё бизнес-план доработать, чтобы бренд стал ещё более популярным.
— А на сколько это доходно?
— Я работаю 9 лет. В течение 6 лет дохода абсолютно не было. Потому что в моем бизнесе нет инвестиций, нет кредитов, нет никаких вложений. Это полностью чисто моё соло. Я начала свой бизнес, бренд ZHIWJ, с $200-300, и в течение 6 лет, всё, что я зарабатывала вкладывала в поездки, в обучение, в развитие, в коллекции… Каждая поездка обходится в $3-4 тыс. Это только за участие…
— Кто оплачивает твои поездки?
— Было, например, что спонсором двух моих поездок был Мегафон и Профсоюз. Но у меня было 20 поездок. За большинство я плачу сама. Спонсоры обычно оплачивают только 20 %.
«Если бы у меня было большое финансирование…»
— Нафиса, ты сказала, что начинала с $200-300, а вот если сейчас кто-то захочет начать как ты, практически с нуля, дашь пару советов? С чего начать?
— Люди думают, что Нафиса Имранова с первого дня как родилась, стала Нафисой Имрановой. Нет. В течение 6 лет я просто работала. Одна. У меня команды не было. Я успевала и маркетинг, и бухгалтерию, и дизайнерскую часть вести. Как-то всё получилось.
Главное — не бояться, быть уверенной в себе. Чувствовать себя индивидуальной, чувствовать себя особенной, что вот я родилась в этом мире и у меня есть особая задача. И эту задачу я должна выполнить. Для этого у меня всё есть: есть руки, ноги, голова. Могу ходить, могу рисовать, могу читать, могу видеть, могу смеяться.
Просто надо брать и делать.
Да, с первого дня не получится. Свою первую коллекцию «Горы Памира» я упаковала и решила, что придет время, когда я стану очень известной, я открою эту коробку и сделаю выставку, покажу мою первую коллекцию! Она до сих пор хранится в коробке, с тех пор как я ее упаковала.
— А если её кто-то предложит купить за большие деньги?
— Ее уже хотели купить. Не помню кто, но тогда кто-то хотел купить. Я сказала: «Нет, это — моя первая коллекция, я не хочу продавать».
Сейчас, что внутри меня, я не всё показываю. Я понимаю, что сейчас свою идею, вдохновение покажу (а на мою страничку в «Инстаграм» подписано очень много дизайнеров) и потом увижу сходство своих работ с работами других дизайнеров (неместных).
Но то, что внутри меня, коллекция, я хочу показать в парижской и миланской моде.
— Можешь чуточку приоткрыть секрет, что это за коллекция? Как ты ее видишь?
— Эта коллекция — многослойность, архитектура, свобода жизни, свобода слова. Она будет совершенно другой. Это для меня как частичка космоса. Но сейчас на первом месте — рынок, что требует рынок, то я и делаю. Я понимаю, что вот эта коллекция, которую я сделаю, я продам. Многие мне пишут, что слишком много узоров и всё такое, но это продается в данный момент.
Если бы у меня было большое финансирование и большой поток денег, то я бы уже делала коллекции в двух направлениях. Это чисто такое творческое — арт-проект и коллекция для бизнеса уже.
«Я сама задаю тренды»
— Нужен ли творческому человеку помощник, который будет заниматься, например, какими-то административными вопросами, организовывать встречи?
— Обязательно. Я сама веду свой Instagram и Facebook, и всё остальное, со всеми на связи и всем отвечаю, но сейчас понимаю, что меня не хватает. Люди спрашивают: «Нафиса Имранова, а вы сами шьёте коллекции свои?». Уже нет, у меня уже есть команда.
Бренд успешен только там, где идёт делегирование своих работ правильно.
Я свою команду сама собрала. На данный момент у меня 15 человек. Большинство из них работают дома, это женщины, которые делают всю вышивку на моих чапанчиках, джинсах…
Есть художники, которые рисуют сюзане, я им даю задачу, они дома всё выполняют и приносят. После мы отдаем их работу вышивальщицам, а уже после завершают работу швеи. У меня работает 5 женщин, я сама ездила по районам, находила этих женщин, обучала 2-3 года, а потом уже приняла на работу.
— Нафиса, как ты определяешь тренды в нашей стране? Или может быть ты их задаешь?
— Я их задаю. Нет, на самом деле так и есть. Раньше я боялась про это говорить, но нужно рассказывать про это, чтобы начинающие дизайнеры, которые сейчас меня смотрят, были в себе уверены. Когда-то Нафиса Имранова сидела в технологическом и понятия не имела, что она будет выступать в Париже, в Лувре и получит знак ЮНЕСКО.
Каждый находит своё направление. Кто-то работает в этническом стиле, длинные платья, сценические, свадебные делает. Кто-то делает для каких-то проектов, праздников государственных. Я выбрала направление «Новое вдохновение».
В 2012 году я понимала, что есть Хуршед Сатторов, который делает сценические костюмы с длинными рукавами; Умед Кучкалиев, который делает для свадьбы; Мавлюда Хамраева, есть у нее бутик, она создаёт одежду. Вот это я изучала, я понимала, что нет дизайнера, который делает синтез между одеждами, дизайнер, который создаёт несколько рядов одежды.
Я это изучала, изучила и создала. Я сблизила европейскую одежду с национальным колоритом так, что многим это понравилось. И сейчас у многих начинающих дизайнеров, когда я хожу в колледжи, я вижу это, вижу свой почерк и мне это безумно нравится.
— По поводу конкуренции. Наверняка у тебя сейчас есть какой-то конкурент?
— Все, даже люди, которые шьют национальные платья в Садбарге, они все являются конкурентами. Все шьют, работают с тканью, создают одежду.
— Но они ведь не продают это за 1000-3000$?
— А кто вам сказал, что я за столько продаю? Это неверная информация. Но мне нравится, что так говорят.
Мне нравятся работы наших начинающих дизайнеров. Когда в другие страны едешь и видишь, что в совершенно другом направлении движется мода, а возвращаешься домой, а у нас: халаты длинные, тюрбаны, огромные сережки… Но сейчас начинающие дизайнеры всё правильно делают и мне это нравится.
«Есть опыт, через который надо пройти»
— Нафиса, мы говорили про некоторые твои провалы и неудачи. Можешь рассказать о самой крупной?
— Был такой момент, когда я команду из 8 человек готовила 2 года. Я поделилась с ними всеми своими знаниями, и из обычных женщин, которые шили дома национальные платья, сделала европейских портних. Они освоили европейский крой и шитьё: брюки, пиджаки, юбки, пальто и т. д.
Затем я улетела в Италию, взяла на работу одного знакомого человека. Человек, видя мой успех, подумал, что может всю мою команду забрать и открыть новый бренд. Месяц меня не было, возвращаюсь и понимаю, что они уже открыли цех и что-то там все вместе делают. Я решила дать им возможность почувствовать свободу. Я сказала:« Вот дверь, вы свободны. Можете открыть свое: вы открыли, вы уже заказы принимаете, делайте, если у вас это получится, я буду рада».
Но в глубине души мне было очень тяжело. Потому что это были 2 года моего упорного труда, как все так произошло?! Я две недели приходила в себя. Мне опять нужно было начинать с нуля. Кстати, через какое-то время они ко мне все вернулись и хотели снова работать со мной. Но я их, конечно, не приняла.
— Ты же говорила, что у нас в Таджикистане не особо жестокий бизнес, а видишь как получается: некоторые люди просто берут и переманивают сотрудников.
— Такие моменты нас делают сильнее, наверное. И я поняла, что со следующей командой, которую соберу, я буду работать совершенно по-другому. Это такой опыт, через который надо пройти.
— Чего стоит остерегаться начинающим дизайнерам?
— Не нужных трат. Я почему-то хотела именно в центре открыть шоп. В Пойтахте взяла место и за 3 месяца заплатила тысячу с чем-то долларов. Тогда я поняла, что, не зная бизнеса, трачу деньги впустую. У меня не было ни команды, вообще ничего. Я даже не знала, как платить налоги, многого не понимала и просто тратила деньги.
Я поняла свою ошибку, поняла, что нужно идти шаг за шагом, не торопиться. Всему свое время, главное — не расслабляться. Должна быть стратегия: на этот месяц у меня такие планы, на следующий такие и т. д.
Надо ставить себе на год 12 задач и в месяц выполнять по одной.
Знаете, я сейчас вам все это рассказываю с улыбкой, но бывали дни, когда я, например, брала заказ, который мне за 4 дня надо было сдать. Я не спала четверо суток, одна шила 50 костюмов, это были детские брюки и рубашки. И на 4-й день я не чувствовала ни рук, ни ног, меня трясло. Я позвонила знакомой Зарине — она тоже училась в технологическом — дизайнер. Я ей всё объяснила, и что костюмы быстро шьются оверлоком, но я так устала, что не могу больше. Я после проспала два дня.
Я не чувствовала, как меня домой привезли, как я в себя пришла — я ничего не чувствовала. И тогда я твердо решила, что одна больше работать не буду и соберу команду. Так я больше смогу успеть.
— Нафиса, чего ни в коем случае нельзя делать в дизайнерском бизнесе?
— Нужно подумать… Мне кажется, нельзя ходить «по головам», потому что жизнь — бумеранг и всё возвращается. Надо всё делать справедливо, честно.
— А были случаи, когда шли по твоей голове?
— Да. Но я не хочу об этом рассказывать, потому что это момент, через который нужно было пройти. Самое главное — не сломаться. Например, 3 года назад я осталась совсем без денег. Но я сказала себе, что не сдамся и всё начну заново. Я позвонила знакомым, объяснила ситуацию.
Я сделала коллекцию и в итоге смогла вернуть все, что было потеряно.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45