Некоторые жители приграничных районов, пострадавшие в результате таджикско-кыргызского конфликта, рассказывают о том, что пока не смогли заехать в свои новые дома. Работы по строительству приостановлены. При этом ранее власти обещали, что до начала декабря жители уже могут обживаться в своих новых домах.
Семья Аброриддина Розикова, одного из погорельцев села Сомониён джамоата Чоркух Исфаринского района, продолжает ютиться в доме соседей.
— Дом достроен на 70 процентов и в нем пока невозможно жить, — говорит мужчина. – Местные власти обещают, что работы возобновятся в марте этого года. При этом на строительство дома я трачу и свои средства.
По словам Аброриддина, финансовая помощь жителям была предоставлена со стороны Общества Красного Полумесяца Таджикистана по Согдийской области.
— Из 20 тысяч сомони, что я получил, 17 тысяч я вложил в строительство, — отметил мужчина.
Не достроен и дом жителя Сомониён Комилбоя Тоджиева. По словам мужчины, из трех разрушенных его домов, готовы только два.
— Но даже в этих двух домах жить невозможно, очень холодно, — говорит мужчина. – Пластиковые окна, что нам установили, имеют лишь одинарное стекло. Они очень плохо удерживают тепло. Всю зиму мы с женой жили в одной комнате, поставили печку и электрический обогреватель. Внуков я отправил к соседям. Жена же сейчас лежит в больнице, сильно застудилась.
Комилбой также тратит собственные средства на строительство. К примеру, самостоятельно закупил фанеру для обшивки потолка и другие стройматериалы.
— У меня нет заработка, я нигде не работаю. Спасибо организациям, что помогают нам деньгами, но и их мы вынуждены вкладывать в строительство, — сокрушается житель села.
По словам Маъруфа Набиева, заместителя председателя джамоата Чоркух Исфаринского района, строительные работы в селе Сомониён были приостановлены из-за сильных холодов.
Из 36 домов, которые были разрушены до основания, полностью восстановлен 31 дом.
— В пяти оставшихся домах осталось завершить внутренние отделочные работы. Также некоторые жители не могут въехать, поскольку у них не хватает хозяйственной утвари и обогревательных приборов.
В марте мы возобновим все строительные работы, а также выдадим людям необходимые вещи для быта, — добавил Набиев.
Не полностью восстановлены жилища жителей и в других пострадавших от конфликта районах.
Сурайё Ходжибоева из села Овчикалача рассказала, что работы в ее доме были приостановлены еще в декабре, а собственных средств, чтобы закончить строительство, нет.
По словам Абдухамида Одинаева, председателя джамоата Овчикалача, в результате конфликта в селе были полностью разрушены 12 домов. На сегодняшний день 7 полностью восстановлены.
— Причина того, что строительные работы сейчас не ведутся – это холода. В оставшихся пяти домах осталось завершить внутреннюю отделку – зашпаклевать, нанести гипсовую штукатурку. Мы провели обход этих домов, и работы будут возобновлены через 3-4 дня, — отметил Одинаев.
Отметим, что средства для приобретения строительных материалов для строительства выделило государство, но в самих строительных работах задействованы добровольческие бригады.
После прошлогоднего сентябрьского приграничного конфликта пострадали дома в селах Чоркух, Лаккон, Чилгази, Кулканд, Зумрад, Сурх, Ворух города Исфары и селах Овчикалача и Хистеварз Бободжон Гафуровского района.
Тогда президент Эмомали Рахмон поручил соответствующим структурам восстановить разрушенные дома до 1 ноября 2022 года.
Зимой с нами теплее в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.