Стратегия развития зеленой экономики в Таджикистане на 2023-2037 годы была принята 30 сентября 2022 года, но широкая общественность смогла с ней познакомиться лишь в декабре. По замыслу разработчиков, в течение последующих 15 лет нам предстоит стать свидетелями трансформации существующей экономической системы и формирования новой модели развития. Мы изучили Стратегию и расскажем вам, о чем в ней говорится.
«Реализация Стратегии будет способствовать обеспечению устойчивого развития в сферах экономики, социальной стабильности, экологического баланса и повышению уровня жизни населения на базе обеспечения устойчивого экономического развития», — говорится в тексте об основных положениях Стратегии.
К основному документу Стратегии прилагаются план действий по ее реализации на 2023-2025 гг. и основные индикаторы для определения прогресса. Ответственным исполнительным органом за выполнение Стратегии назначено Министерство экономического развития и торговли.
Что такое зеленая экономика?
Зеленая экономика предполагает улучшение благосостояния и качества жизни людей при сокращении негативного влияния на окружающую среду. Другими словами, это такое развитие, которое базируется на осознании ограниченности природных ресурсов и уважении других форм жизни на планете.
Программа ООН по окружающей среде считает, что зеленая экономика должна быть низкоуглеродной, ресурсоэффективной и социально инклюзивной.
В этой экономической модели рост занятости и доходов обусловлен инвестициями в такую деятельность, инфраструктуру и активы, которые позволяют сократить выбросы углерода и объемы загрязнения, повысить эффективность использования энергии и ресурсов, а также предотвратить утрату биоразнообразия.
Зеленая экономика предполагает «экологизацию» не только одного сектора или отрасли, а трансформацию всей системы экономики. Это не единовременная программа или проект – это грамотно построенная и динамичная система развития и управления ресурсами, при которой уничтожать и загрязнять окружающую среду будет невыгодно, нецелесообразно, а где-то и вовсе невозможно.
И наоборот, приумножение природного капитала, восстановление экосистем и сбережение ресурсов будет приносить многосторонние выгоды.
Есть ли потенциал воспользоваться возможностями?
В Таджикистане есть большие возможности для развития зеленой экономики, это: живописные горные ландшафты, уникальная природа, и наличие достаточных природных и человеческих ресурсов.
Экологический туризм, органическое или экологически дружелюбное сельское хозяйство, чистая энергетика, умные здания и устойчивое строительство, безотходное производство и дизайн, электротранспорт и новые формы городской мобильности – лишь немногие примеры секторов и отраслей, которые при правильной политике и грамотном подходе могут придать толчок социально-экономическому развитию республики, сократить социальное неравенство и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
В то же время переход к зеленой экономике потребует сдвига в приоритетах госзатрат и серьезных реформ в области применения правовых и административных мер, экономико-финансовых инструментов, а также в обучении и подготовке.
Для этого придется решать целый комплекс накопившихся за последние десятилетия проблем и вопросов, включая противоречивое законодательство, слабую научно-техническую базу, низкий уровень качества образования, ограниченный институциональный и кадровый потенциал, высокий уровень коррупции, неэффективное управление.
Что конкретно планируется сделать?
Авторы новой Стратегии выделили 12 приоритетных направлений, которым будет уделяться особое внимание. Среди прочего это эффективное использование зеленой энергетики и обеспечение энергоэффективности, внедрение принципов зеленой экономики в сельское хозяйство, промышленность и строительство. Это развитие экологически дружелюбного транспорта, экологического туризма и др.
В этот же список вошли развитие зеленой занятости и усиление экологического образования и равноправия.
К окончанию срока действия Стратегии Таджикистан должен превратиться в крупного экспортера электроэнергии в регионе за счет строительства новых больших ГЭС. Доля выработки электроэнергии другими альтернативными источниками энергии должна увеличиться на 10%, а потери электроэнергии, наоборот, сократиться на 10%.
Предлагается увеличить долю безотходной обрабатывающей промышленности в отрасли до 80%, создать предприятия по переработке отходов, а также по производству и монтажу электромобилей и гелиотехники.
В сельском хозяйстве, помимо прочего, ожидается переход 30% хозяйств на капельное орошение, цифровизация сектора и увеличение объема экспорта экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции.
В транспортном секторе упор сделан на развитие электротранспорта. Среди возможных результатов — строительство необходимой инфраструктуры для электромобилей и общественного транспорта, включая высотный метрополитен в Душанбе, электрификация железных дорог, а также пересадка госчиновников на электромобили.
В строительной отрасли предусматривается разработка и внедрение новых стандартов по энергосбережению и энергетической классификации зданий. В сельской местности ожидается широкое применение септиков, а в Душанбе предлагается построить отдельный район, отвечающий принципам зеленой экономики.
В области защиты и устойчивого использования природного капитала в ближайшие годы, согласно Стратегии, будет уделено внимание активизации работы по переработке и обезвреживанию радиоактивных и токсичных промышленных отходов, будет внедрена стратегическая оценка воздействия на окружающую среду, повышены темпы лесовосстановления и созданы новые охраняемые природные территории.
Сектор экологического туризма ожидает ежегодное увеличение количества экотуристов не менее, чем на 20%.
В конце 15-летки должны появиться объекты и инфраструктура экотуризма, отвечающие современными требованиями. У республики должен появиться национальный бренд экотуризма.
Стратегия также предлагает создать Зеленый инвестиционный фонд с привлечением иностранного капитала, внедрить механизм продажи квоты выбросов парниковых газов.
В республике должны появиться определения и стандарты «зеленой занятости», а также стимулы для отечественных и иностранных предприятий по созданию зеленых рабочих мест.
Ну и, конечно, должен расшириться масштаб исследований и применения инноваций.
Этапы реализации
Стратегия разделена на пять основных этапов. С 2023-2025 гг. и 2026-2028 гг. (первый и второй этапы) должны быть реализованы мероприятия в области широкой популяризации зеленой экономики, обучения и формирования надлежащего мышления, а также включения принципов реализации зеленой экономики в нормативно-правовые акты.
Третий и четвёртый этапы (2029-2031 гг. и 2032-2034 гг.) включают мероприятия по внедрению принципов зеленой экономики в различные сектора экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм и т. д., а также укрепление соответствующей институциональной базы.
В рамках финального пятого этапа (2035-2037 гг.) будут предприниматься меры по дальнейшему развитию зеленой экономики, устойчивому использованию природного капитала и созданию функционирующего рынка зеленых инвестиций.
Сколько на это предполагают потратить?
После представления Стратегии в декабре 2022 года, СМИ, со ссылкой на Минэкономразвития и торговли, сообщило, что объем ее финансирования должен составить 21,6 млрд сомони или 2,1 млрд долларов. В самой же Стратегии отмечается, что эта сумма необходима только для реализации ее первого этапа (2023-2025 годы).
В тексте Стратегии также указывается, что «одним из основных источников финансирования является государственный бюджет», при этом власти планируют выделить из бюджета на ее реализацию всего 0,17% от общей суммы (0,037 млрд сомони).
Остальные 99% финансирования правительство намерено привлечь из средств партнёров по развитию (12,8 млрд сомони или около 59%) и за счет инвестиций частного сектора (8,73 млрд сомони или приблизительно 40%).
Если учитывать, что первый этап реализации Стратегии это ближайшие два года, то в среднем ежегодно партнеры по развитию и бизнесу должны инвестировать в план ее осуществления по 6,4 млрд и 4,37 млрд сомони, соответственно, что скорее всего, является нереалистичной задачей, учитывая, что на первом этапе еще не будут созданы условия, которые бы сделали инвестиции в зеленые технологии и проекты привлекательными.
Незначительный вклад со стороны государства (существенно меньше 1% от общей стоимости), по мнению ряда экспертов, сигнализирует о том, что ответственность за осуществление Стратегии перекладывается на плечи международных партнеров и частных предпринимателей.
Открытость, прозрачность и участие
Построение зеленой экономики базируется на ряде основных принципов. Два из них играют важную роль в поддержании всей структуры – это принцип участия и так называемый принцип «надлежащего управления». Первый требует предварительного информирования и консультаций с заинтересованными сторонами, широкого общественного участия, прозрачности и социального диалога.
Второй связан с демократической подотчетностью и свободой от корыстных интересов. Оба принципа фигурируют в тексте Стратегии.
В республике реальное участие заинтересованных сторон в процессе принятия решений зачастую подменяется практикой их формального привлечения, а «закрытость» многих государственных органов является постоянной темой для обсуждений.
Если ответственные за Стратегию лица и учреждения найдут в себе силу и смелость следовать принципам «участия» и «надлежащего управления» на деле, то это поможет наладить интегрированную и слаженную работу, построить общественное доверие и поддержку и в конечном итоге достичь более эффективных результатов.
Процесс мониторинга и оценки выполнения Стратегии возложен на Министерство экономического развития и торговли, которое должно проводить его с другими «соответствующими министерствами и ведомствами».
Отмечается, что при этом должны учитываться принципы обеспечения независимых процессов системы мониторинга и оценки; участия всех заинтересованных сторон и доступа к информации. Каким образом это будет происходить — не уточняется.
Достижимы ли цели?
В Стратегии определены довольно амбициозные задачи, которые предстоит решать в течение последующих 15 лет. Некоторые цели, например, сокращение потерь электроэнергии на 10% или увеличение лесовосстановления с приблизительно 2 до 3,6 тысяч га, вполне достижимы даже при ограниченных возможностях.
Другие, например, увеличение доли энергосберегающих технологий в промышленности до 100% или доли объектов, построенных в соответствии с принципами зеленого строительства на 80% к окончанию срока действия Стратегии, кажутся при нынешних условиях не вполне реалистичными.
Переход к зеленой экономике потребует серьезных систематических реформ. При этом часть мер (например, повышение тарифов) может оказаться непопулярной, а реализация других может встретить административное сопротивление внутри госорганов (например, налоговые реформы).
Некоторые предлагаемые меры могут конфликтовать с другими существующими планами (например, поддержка угольного сектора) или потребуют долгосрочного обучения и инвестиций.
Стоит также заметить, что за годы независимости в республике принималось не мало госпрограмм, стратегий или законов, которые по большому счету не были воплощены в жизнь.
Вот только несколько примеров: закон «Об энергосбережении» (2002 г.), Национальный план действий по смягчению последствий изменения климата (2003 г.), Программа комплексного использования возобновляемых источников энергии (2007 г.) или Государственная экологическая программа на 2009-2019 гг.
Все они так и не нашли широкого применения и поддержки.
По этим причинам в экспертных кругах присутствует доля здравого скептицизма по отношению к успешному выполнению планов и задач, включенных в Стратегию.
Сдвиг в развитии
Развитие экономики за счет уничтожения природы и неэффективные институты управления природными ресурсами должны уйти в прошлое.
Сохранение и восстановление естественных экосистем, переход на чистые источники энергии, устойчивое сельское хозяйство, предотвращение образования отходов и загрязнения, развитие зеленого бизнеса и сокращение грязных производств должны стать важнейшими приоритетами национальной политики.
Сам факт разработки и принятия Стратегии можно расценивать как положительный шаг.
Готовы ли мы признать ошибки, пересмотреть вектор развития и взяться за трансформацию основ? Сможем ли мы убрать существующие противоречия, мобилизовать ресурсы и создать необходимый потенциал?
Во многом от того, как мы ответим на эти вопросы, и будет зависеть результат Стратегии — вывести Таджикистан на качественно новый уровень развития.
Зимой с нами теплее в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.