Он снимался в легендарном фильме «Джура — охотник из Мин-Архара», является участником первого циркового коллектива, объездил весь СССР и до сих пор не расстается с манежем. В день, когда был основан первый коллектив Таджикского государственного цирка — 22 апреля 1970 года, "Азия-Плюс" рассказывает историю циркового артиста с большой буквы, киноактёра Джамолиддина Садриддинзода .
«Старые артисты говорили: «Цирк – болото, которое засасывает и ты без него уже не можешь». И это так. В любой выходной день и во время отпуска я до сих пор стараюсь прийти в цирк чтобы готовить новые трюки и номера, и всегда встречаю тут с десяток артистов. Любовь к манежу поймет не каждый, но лично для меня это священное место!» – говорит ковёрный клоун-акробат Бобо Джамол.
Комиком «в душе» Джамолиддин Садриддинзода был с юности – любил смешить родственников и многочисленных друзей, рассказывая анекдоты и весёлые истории. Любил смотреть комедии, регулярно посещал театры, дружил с актерами и поступил на актерский, но любовь к цирку оказалась сильнее.
Однако Джамал Садриддинов актёром всё же стал, снявшись в нескольких кинокартинах: «Джура — охотник из Мин-Архара» (Шуша в 3 серии), «Время зимних туманов» (Кудрат-кино), «Апрельские сны» (Сафар), «Глиняная птица» (один из токсидермистов). Также были роли в эпизодах фильмов: «Седьмая пятница», «Контрольная полоса», «Волчьи похороны», «Первая получка» и др.
Свобода выбора
Джамолиддин Садриддинзода (Джамал Садриддинов) родился 22 января 1949 года в Душанбе. После школы поступил в Пединститут на факультет искусств в актёрское отделение музыкальной комедии. Проучился там три года, но не окончил, выбрав работу в цирке.
Когда в Душанбе в здании бывшего Министерства культуры проходили экзамены для поступления в ГИТИС, он их сдал на отлично, но учиться не поехал, снова выбрав цирк.
«Родители не вмешивались в мою жизнь – ни в личную, ни в профессиональную и давали свободу выбора. За что я им очень благодарен. – вспоминает Джамолиддин. – Конечно, мама мечтала, чтобы я стал врачом, папа – юристом. Но они уважали мой выбор и одобрили, как поступление на актерский, так и работу в цирке».
В цирк Джамолиддин Садриддинзода пришел в 1969 году, будучи студентом.
Его пригласил один из артистов, живший по соседству. Тогда режиссер Рудольф Евгеньевич Славский как раз собирал первый коллектив таджикского цирка.
Кстати, по приезду в Таджикистан он полгода ездил по кишлакам, знакомясь с местными обычаями, культурой и традициями. Это и помогло ему создать уникальные репризы.
Тот коллектив был сильным и сплоченным, а Таджикский цирк – одним из лучших в СССР.
Создание таджикской цирковой труппы
Когда Рудольф Славский приехал в Таджикистан, с ним прибыли и педагоги – профессиональные артисты: Воробьев, Владимир Саныч, Шнайдер, супруги Понукалины, супруги Дашевские, Барон, супруги Юсуповы и Лола Кафарова.
В течение года они обучали таджикских артистов различным умениям в цирковой студии, затем отправили на стажировку в разные города СССР.
В итоге всех собрали в Ташкентском цирке, где они отработали 1 месяц и вернулись в Душанбе готовыми цирковыми артистами.
22 апреля 1970 года состоялось торжественное открытие Таджикского государственного цирка, приуроченное к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
С тех пор Джамолиддин Садриддинзода с цирком не расставался.
«С тех пор как я вышел на арену цирка, никто меня с ней разлучить не может и если смерть меня не разлучит с манежем, то никто уже не разлучит. Я по-прежнему готов работать и веселить публику», – говорит клоун Бобо Джамол.
Клоун Лагман
Славский придумал для Джамала амплуа клоуна по имени Лагман – долговязого худого дурачка, который в итоге всегда выигрывал. Как только он выходил на сцену, зрители уже смеялись. При росте 193 см Лагман был худым, и режиссер всячески это подчеркивал, подбирая ему белые узкие брюки и водолазки. Он научился разным умениям у каждого из учителей, так как это необходимо.
«Многие не верят, но в цирке самая сложная специализация – ковёрный клоун. Я работал и в разговорном жанре, и в жанре пантомимы, и в жанре пародии, и как акробат. Чтобы пародировать жонглера – надо уметь жонглировать, чтобы пародировать канатоходца – ходить по канату, чтобы пародировать акробата – обладать его навыками. В этом плане артисты друг другу очень помогают и можно всегда подойти и попросить научить».
Поначалу Джамолиддин стеснялся, когда его узнавали в городе, а затем принял известность, как должное. Ведь работа честная, а веселить людей – что в этом плохого?
Гастролируя с таджикским цирком Лагман объездил весь СССР, а также побывал в Монголии, Польше и Румынии.
В Душанбе он смешил не одно поколение детей, а концу 90-х стал Бобо Джамолом и начал носить элегантные костюмы и фраки.
Модница с ногами 46 размера
В 70-х годах играть женщину отваживались не все, но Славский поставил клоуну Лагману репризу, в которой надо было изображать модницу.
Сначала он стеснялся и боялся осуждения, но номер зрителям понравился и стал одним из лучших.
«Всем было смешно, что худой долговязый мужик в парике и туфлях на каблуках (46 размера) играет женщину. Было очень сложно, но Рудольф Евгеньевич настаивал и говорил что этот номер будет лучшим, и оказался прав. – делится Бобо Джамол.
– Реприза была такой: на арену выходит модница в темных очках, с сумочкой и в длинной юбке. И тут громко объявляют: «Год 1970-й, в моде мини-юбки…». Она достает ножницы и пытается обрезать юбку, но получается далеко не сразу.
Только уходит – объявляют моду другого года и там длинные юбки. И вот модница пытается снова всё собрать и пришить. Это повторяется несколько раз. В конце она спотыкается о слишком длинную юбку, падает и ее уносят. На самом деле, конечно, юбка была на кнопках».
Эта реприза в жанре пантомимы длилась около 7 минут, и смех зала не стихал до ее окончания.
Кстати, эту и несколько других пантомим Рудольф Славский подарил Лагману, когда уезжал. Он по отечески к нему относился и ценил за трудолюбие, так как никогда не слышал слов: «нет», «не могу» или «я устал».
Под семью верблюдами
В конце 70-х годов во время показа Новогоднего представления клоун Лагман попал под караван из 7 двугорбых верблюдов. Их было 8, но на первом сидел он сам.
Номер был таким: Лагман должен был посадить семечко, из которого вырастала ёлка, но разбойники хотели его отнять. Он запрыгнул на первого верблюда (без седла и уздечки) и должен был ускакать от них, но тут среди зрителей появился мужчина, вернувшийся из буфета с бутылкой, зачем-то поднявший руку.
Верблюд испугался, встал на дыбы, а Лагман не удержался на нем и упал.
Встать так и не смог, пока все верблюды не пробежали по нему – партнёр не мог их остановить.
Джамолиддин Садриддинзода получил множество переломов и 4 месяца пролежал в больнице. Вообще за годы работы в цирке у него было немало травм, но ни разу у него не возникало желания оставить цирк.
Личная жизнь
Женат Джамолиддин Садриддинзода был трижды. Две супруги поставили его перед выбором: «Семейная жизнь или цирк». Он выбрал манеж.
С третьей супругой — Ириной Фишер Джамол познакомился на гастролях в Вахше. Она приходила на представления, затем они стали встречаться, и вскоре поженились.
Сначала Ирина работала его личной костюмершей и сопровождала на гастролях, затем ей это наскучило и она устроилась библиотекарем в Вахше.
Ирина родила Джамолиддину дочь и двоих сыновей и они прожили в счастливом браке 19 лет. Но в 90-х годах у немцев появилась возможность вернуться на историческую родину безвозвратно. Ирина решила уехать, а Джамолиддин не захотел.
Поэтому супругам пришлось развестись, сохранив теплые отношения. Дети были маленькими и уехали с матерью. Это было в 1993 году и три года от семьи не было никаких вестей.
Воссоединение семьи и трагедия
Случайно поехав в Вахш, Джамолиддин узнал, что теперь уехавшие немцы могут приезжать и уезжать по визе, а значит и у него есть надежда встретиться с семьёй.
Позже, через знакомых, его нашел приехавший немец и сказал, что свяжет с женой по телефону. Разговор получился эмоциональным, было много слёз, дыхание захватывало.
После этого Джамолиддин хотел навестить семью, но ему 17 раз отказали в визе.
Так было, пока к нему не приехала повзрослевшая дочь, волей случая летевшая в самолёте рядом с немецким консулом, возвращавшимся в Душанбе из отпуска. В разговоре он узнал, что ее отец в Таджикистане, и она его давно не видела.
По фотографиям он узнал клоуна, так как цирковая труппа неоднократно выступала в посольстве Германии. На этот раз виза была одобрена в тот же день.
Вскоре Джамолиддин с дочерью полетел в Германию, где встретился с женой и сыновьями. Супруги подали документы на воссоединение семьи, но он вернулся в Душанбе и два года к ним не выезжал. Связь оказалась сорвана.
Собравшись снова навестить семью, артист узнал о том, что надо снова делать визу. Когда он был в Германии в третий раз, появились проблемы со здоровьем и семейный врач подтвердил, что ему лучше вернуться в привычный климат.
«В аэропорту Душанбе мне стало лучше – помог родной воздух. Больше я в Германию не ездил, только дети приезжали. – рассказывает Джамолиддин. – А однажды жена сказала по телефону, что у нее всё тело будто чешется, я предложил ей приехать в Чашму. Другой раз она звонила уже из больницы, а через 10 дней дочь сообщила, что мамы больше нет – она умерла от рака крови. В мае будет 6 лет, как она ушла».
Артисты уже не те
Основной проблемой в современном цирковом искусстве Джамолиддин Садриддинзода считает лень многих молодых артистов и их нежелание придумывать что-то самостоятельно. Многие просто берут репризы из интернета.
«Вот если я скажу «халва» – у меня от этого сладко во рту не станет, пока я ее не возьму в руки, не открою и не положу в рот. Так и с трюками, и с номерами. – говорит Бобо Джамол. – Надо много работать и уважать зрителей. Они платят не за халтуру. Лентяев я называю «без пяти минут артисты», а они обижаются. Вот союзные ребята были другими».
У Бобо Джамола было немало учеников, но в данный момент в цирке работает только клоунесса Ситора.
Джамолиддин Садриддинзода считает, что цирк надо любить всей душой, иначе на арене делать нечего. Не стоит работать ради денег или славы – если будешь всё хорошо делать, они найдут тебя сами.
Этой весной оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК