Два года назад, после вооруженного конфликта, Кыргызстан в одностороннем порядке закрыл свою границу с Таджикистаном.
Насколько это повлияло на наши внешнеэкономические связи?
Равные, но разобщенные
Таджикистан и Кыргызстан являются наиболее бедными странами на пространстве СНГ со схожими или близкими социально-экономическими показателями. В международной квалификации они относятся к развивающимся странам с доходами ниже среднего, которым полагается безвозмездная финансовая помощь и льготные кредиты (0-2% годовых) доноров.
Маленькие экономики двух стран имеют практически одинаковую структуру, где преобладает сельское хозяйство, добывающая промышленность, потребительский сектор.
ВВП Таджикистана в 2022 году, по официальным данным, составил $10,7 млрд, а Кыргызстана — $10,5 млрд
Обе страны являются нетто-импортерами, большую часть готовой продукции приобретают за рубежом, а продают преимущественно сырье (минеральные продукты).
Нехватка валюты из-за большого разрыва между экспортом и импортом как в Таджикистане, так и в Кыргызстане, покрывается, главным образом, за счет денежных переводов трудовых мигрантов.
В отличие от трех других стран ЦА (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) Таджикистан и Кыргызстан отличаются тем, что не являются экспортерами углеводородов (нефти и газа), что в определенной степени объясняет причину сравнительной бедности двух последних.
Правда, водные ресурсы региона, которые, как и углеводороды, относятся к природным богатствам, фактически полностью образуются на территории Таджикистана и Кыргызстана. Представители двух стран еще с конца нулевых годов на различных уровнях говорили об объединении усилий, чтобы получить какие-нибудь дивиденды от получаемой странами низовья воды.
Но не тут-то было: 29 апреля 2021 года на таджикско-кыргызской границе начался вооруженный конфликт. Кровавый инцидент унес жизни 55 человек с обеих сторон, около 300 человек получили ранения различной степени тяжести, были уничтожены десятки жилых домов и других объектов. Власти Кыргызстана тогда объявили о закрытии своей границы с Таджикистаном, которая до сих пор остается неприступной.
Было мало, стало еще меньше
Таджикистан и Кыргызстан не имели каких-либо значимых объемов оборота в двусторонней торговле или же во взаимном капиталовложении.
По данным статведомства РТ, товарооборот между двумя странами в 2019 году сложился на сумму $54,2 млн. Это составляло всего лишь 1,2% в совокупном объеме внешней торговли Таджикистана.
Даже товарооборот с Афганистаном, который более 40 лет находился в режиме военного положения, превышал объем торговли с Кыргызстаном, не говоря о более состоятельных соседних странах.
Около 80% таджикско-кыргызского товарооборота занимали поставки из Кыргызстана, а чуть более 20% приходилось на экспорт Таджикистана.
Ввозились из Кыргызстана в основном уголь, российские нефтепродукты, некоторые казахские продтовары и китайский ширпотреб, приобретенный таджикскими коммерсантами на знаменитом бишкекском рынке Дордой.
Поставки из Таджикистана, в первую очередь, содержали различную сельхозпродукцию, в том числе фрукты и овощи, а также некоторые стройматериалы.
Нужно отметить, что закрытие рубежей ощутимо ударило по благосостоянию и довольствию населения приграничных территорий, которые имели вековые торговые связи. На отдельных территориях действовали приграничные рынки, где они могли продавать или приобретать насущные товары и продукты.
К примеру, жители двух стран по вторникам торговали в кыргызском селе Арка Баткенской области, а по воскресеньям – в селе Хистеварз Согда.
Объем таджикско-кыргызской торговли после закрытия границы в 2022 году по сравнению с 2019 годом упал в 3,6 раза – до $15 млн, что составляет 0,2% в прошлогоднем внешнеторговом обороте Таджикистана.
Наличие товарооборота между двумя странами при закрытых границах глава Таможенной службы Таджикистана Хуршед Каримзода в июле минувшего года объяснил взаимными поставками через третьи страны в основном через территории Узбекистана.
Кстати, сравнительно ощутимый удар экономике Таджикистана нанес запрет на транзитную перевозку грузов через территорию Кыргызстана. Дело в том, что до закрытия рубежей часть товаров в/из Китая и Казахстана, которые находятся в тройке главных торговых партнеров Таджикистана, поставлялась посредством Кыргызстана.
Но даже такие неприятные реалии имеют свои плюсы. По словам главного таджикского таможенника, при открытых границах существовал незаконный товарооборот, в том числе поставок ГСМ, продовольственных товаров и прочего.
«Закрытие границ между Таджикистаном и Кыргызстаном позволило значительно снизить или даже полностью исключить контрабанду товаров и продуктов», — пояснил он.
К слову, до закрытия границы один из главных поставщиков нефтепродуктов в Таджикистан в приватной беседе жаловался «Азия-Плюс», что около 35% потребностей республики в ГСМ покрывается за счет контрабанды из Кыргызстана.
Это означает, что бюджет страны не получил тогда треть таможенных и налоговых поступлений от поставок нефтепродуктов, а, возможно, и от их дальнейшей реализации внутри республики.
Конфликт на границе Таджикистана и Кыргызстана начался 28 апреля 2021 года на участке водораспределительного пункта «Головной» между жителями приграничных районов двух стран, а 29-30 апреля перешел в вооруженное столкновение.
Обратный отток?
Взаимное капиталовложение между двумя странами даже во время теплых отношений находилось на невероятно низком уровне для соседей, которых разделяет общая граница протяженностью почти 1 тыс. км. Но это вполне объяснимо – обе страны, как уже было упомянуто выше, бедствуют и, соответственно, не имеют особых инвестиционных возможностей. Более того, являются прямыми конкурентами в плане привлечения инвестиций из других, более состоятельных стран мира.
Согласно официальным данным КР, таджикские инвесторы вложили в 2019 году в экономику Кыргызстана около $16 млн, что соответствует 0,2% от общего притока иностранного капитала в соседнюю страну. Данные по прямым инвестициям отсутствуют.
В том же году, по сведениям Госкоминвестиций РТ, прямое капиталовложение из Кыргызстана в экономику Таджикистана составило $1,1 млн (0,3% от общего объема поступивших ПИИ).
Насколько изменились объемы взаимного капиталовложения после закрытия границ, мы не можем сказать, так как не располагаем данными по итогам 2022 года. Но, если судить по сообщениям о давлении на бизнес с таджикским капиталом на территории Кыргызстана сразу после кровавого конфликта, можно предположить о сокращении накопленных в прежние годы инвестиций, не говоря уже о поступлении нового капитала.
Справочная информация
Протяженность границы между двумя республиками составляет примерно 970 км. В настоящее время определены и взаимно признаны государствами более двух третей линии прохождения рубежа, остальные участки — более 400 км — считаются спорными.
Переговоры о делимитации продолжаются с декабря 2002 года.
Неурегулированность этого вопроса неоднократно становилась причиной конфликтов с участием местных жителей и военнослужащих двух стран, в том числе и с применением огнестрельного оружия.
Последний из них произошел в сентябре 2022 года. Тогда активная перестрелка продолжалась с 14 по 16 сентября, под огнем оказались населенные пункты Исфаринского и Гафуровского районов Согдийской области и района Лахш Таджикистана, а также Баткенского и Лейлекского районов Баткенской и Ошской областей КР.
Точных данных об убитых в последнем конфликте нет. Сообщалось более чем о 100 убитых с двух сторон, десятках раненых, многочисленных разрушениях домов и социальных объектов на приграничных территориях.
Этой весной оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК