США составили список стран, которые могут помочь России и Беларуси обойти санкции, реэкспортировав в эти страны санкционный товар, или же проводить для них транзакции. В случае подтверждения их участия в нарушении санкционного режима, эти страны могут сами попасть под санкции. Таджикистан также входит в этот список.
«Азия-Плюс» попыталась разобраться, есть ли повод для беспокойства?
Министерство финансов США составило список стран, которые могут содействовать России и Беларуси обходить санкции, в частности, поставляя этим странам ограниченные санкциями товары. Этот список был опубликован Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) и Бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторговли США.
В нем 18 стран мира, в том числе: Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения, Бразилия, Грузия, Индия, Израиль, Китай, Мексика, Никарагуа, Сингапур, Сербия, ОАЭ, Тайвань, Турция и ЮАР.
Напомним, ограничения на товары для России и Беларуси были введены в связи с действиями России в Украине. Каждая страна вводила свое эмбарго, и если в начале эти ограничения были направлены только на товары и услуги, как-то связанные с военным сектором, то в дальнейшем этот список стал максимально расширяться. Сегодня в него входят даже гигиенические средства и супы быстрого приготовления.
Однако, говоря о реэкспорте в указанных странах, власти США указывают лишь на отдельные товары, а именно технику, которая может использоваться в военных целях: запчасти для самолетов, гидроакустические системы, антенны, спектрофотометры, испытательное оборудование, системы GPS, вакуумные насосы, нефтепромысловое оборудование.
«Бюро промышленности и безопасности (BIS) по-прежнему обеспокоено экспортом, который поддерживает развитие морских технологий, микроэлектроники и других технологий, которые могут быть использованы для поддержки военного и оборонного сектора России. Таким образом, все перечисленные выше товары требуют лицензии BIS до экспорта или реэкспорта в Россию или Беларусь.
Кроме того, использование некоторых из этих предметов третьими странами для создания конечной продукции, которая впоследствии может быть экспортирована в Россию или Беларусь, также запрещено. Это неполный перечень товаров, но это список товаров, представляющих особую опасность», — говорится в распространенном заявлении BIS.
Помимо движения запрещенных товаров через третьи страны, в этом заявлении говорится, что США обеспокоены и финансовыми операциями, которые также могут быть осуществлены этими странами для поддержки России.
Будут присматриваться или наблюдать?
Во многих странах из этого списка уже начали задумываться о последствиях этого документа. На первый взгляд, казалось бы, он имеет декларативный характер – выразили опасения и предложили быть внимательными к этим процессам, но экспертное сообщество считает, что этот документ предполагает пристальный контроль за указанными странами, и в случае выявления таких фактов могут быть применены вторичные санкции (применяются в отношении третьих лиц, которые прямо или косвенно участвует в сделке с целью обхода санкций).
«Угроза санкций существует для стран или отдельных компаний. Теоретически, любая страна, или компания может использоваться РФ для обхода санкций, например, для покупки технологий, деталей и оборудования, но все это будет отслеживаться, так что риск большой. В этом случае против этой страны могут быть применены вторичные санкции, в виде различных ограничений, штрафов, запрета на сотрудничество и так далее. В США действует принятый в 2017 году закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), но до сих пор он не так часто применялся, в основном против Ирана и Северной Кореи», — говорит таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.
Эксперт-экономист Бахриддин Каримов также считает, что Таджикистан будет под более плотным присмотром в плане оценки и анализа маршрутов для потенциального обхода санкций компаниями и физическими лицами РФ. По его словам, особенно аккуратными нужно быть в финансовых сделках.
«Это серьезное предупреждение, есть риск попасть под реальные санкции тем банкам, структурам и бизнесам, которые работают с Россией. Под санкции могут попасть не только индивидуальные банки, но и Нацбанк, как регулятор, который не проконтролировал транзакции.
Вывод — нужно более серьезно рассматривать данные риски и работать над внедрением системы мониторинга, так называемого финансового "комплаенса" (система правил компании, целью которых является снижение рисков нарушения законодательных норм и внутренних корпоративных ограничений), чтобы предотвращать такого рода сделки», — говорит эксперт.
Чем конкретно могут грозить вторичные санкции?
Система вторичных санкций существует только у США. Посредническим лицам и компаниям это может грозить заморозкой активов, запретом на въезд на территорию США, ограничением экспорта определенных групп товаров, запретом на поставки вооружений и военной техники, ограничением доступа на финансовый рынок США, запретом для граждан США и компаний, зарегистрированных в США и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц), ограничением в предоставлении помощи развитию и т. д.
Если же третье лицо попадает под юрисдикцию США, то ему и вовсе грозит до 20 лет лишения свободы, или же штраф до 1 млн долларов за каждое нарушение.
Вторичные санкции Евросоюза применяются пока лишь в отношении финансовых игроков. Если кредитная организация сотрудничает с санкционным банком, то в ее отношении также будут применяться ограничения — полное прекращение расчетов с западными компаниями и блокирование их счетов на своей территории.
Казахстанский политолог Газиз Абишев, комментируя эту ситуацию в контексте Казахстана для медиа-ресурса «Настоящее время», отметил, что США осознают, что Казахстан находится под существенным давлением России: экономическим, военно-политическим, информационным, поэтому по некоторым видам товаров станет бэкдором для российской экономики, но по мнению эксперта, ничем критичным это не грозит, если Казахстан в целом не превратиться в «проходной двор», позволяя проводить нужные для России объемы.
Однако эксперт отмечает, что все будет зависеть от того, какая компания будет участвовать в сделке. Одно дело, если это будет частная компания и совсем другое, если это будет аффилированная с государством компания.
«Если какая-то казахстанская компания на 100% частная, может быть, с иностранными учредителями, будь то российские, китайские или узбекские, будет заниматься заметным для американских финансовых учреждений провозом продукции двойного назначения, то в случае раскрытия этого Казахстан, вероятно, может сказать, что мы вообще не имеем к этому отношение. В таком случае американские власти введут точечные санкции против данной конкретной компании. Когда в Европе штраф накладывается на компанию Facebook, ведь это не штраф в отношении американского государства.
Но если в этом будет уличена какая-то компания с государственным участием, на которую государство имеет реальное воздействие, или же будет доказано, что эта компания пользовалась непосредственной поддержкой или помощью казахстанского государства, то это другой вопрос. В данном случае американцы могут запустить такую сложную бюрократическую процедуру усиления давления на Казахстан», — отметил политолог.
Кстати, в конце июня они были применены в отношении 36 компаний из 9 стран мира, в их числе узбекская компания Promcomplektlogistic, которая попала под санкции за «активную поддержку российской компании «Радиоавтоматика».
«Предоставление такого статуса частной компании Promcomplektlogistic должно послужить предупреждением для коммерческих заинтересованных сторон во всём мире: если вы ведёте бизнес с юридическими или физическими лицами, находящимися под санкциями, вы рискуете подвергнуться санкциям», — говорится в сообщении Госдепа США.
В Узбекистане в связи с этим уже выражают свою озабоченность, считая, что такие ситуации могут сказаться на инвестиционной привлекательности страны.
К тому же, компания может потерять других зарубежных партнеров. Даже если у самой компании, попавшей под санкции, нет выхода на рынок США и ЕС, то у других ее партнеров за рубежом доступ к рынкам этих стран может быть, поэтому, чтобы не терять его, они могут порвать всяческое сотрудничество с подсанкционной компанией.
Помимо Узбекистана, под санкции попали 25 компаний Китая, а также компании России, ОАЭ, Литвы, Пакистана, Сингапура, Великобритании и Вьетнама.
Сложный выбор
За последние 30 лет в рамках различных программ по безопасности, экономическому развитию, здравоохранению, развитию гражданского общества и образованию, Таджикистан получил от США помощь на сумму в $1,8 млрд.
Совсем недавно, «Большая семерка» (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия и Канада) заявила о том, что намерена финансировать в инфраструктуру развивающихся стран $600 млрд в ближайшие 5 лет. Эту инициативу они хотят противопоставить китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Таджикистан и другие страны ЦА, которые также охвачены китайской инициативой, также являются потенциальными получателями этой помощи.
Также Таджикистан надеется получить льготный кредит от МВФ в размере $300 млн.
С другой стороны, Россия считается самым важным стратегическим партнером Таджикистана и главным ее торговым партнером. Ее доля в общем товарообороте страны составляет 21,3%. К тому же она является основным работодателем таджикских трудовых мигрантов, а в этом случае речь идет о 1,6 млн человек по официальным данным и более 2,5 млн – по неофициальным, денежные переводы которых составляют 28% ВВП страны.
Кроме того, Россия играет ключевую роль в вопросе безопасности Таджикистана от афганской угрозы. В условиях натянутых отношений официального Душанбе и властвующего в Афганистане движения «Талибан» (признано террористической организацией в Таджикистане и многих странах мира), Россию считают главной силой, которая не позволяет различным экстремистским группам совершать вылазки в сторону Таджикистана, хотя такие угрозы от них периодически звучат, и талибы это косвенно поддерживают.
Поэтому партнерство Таджикистана с Россией действительно является стратегически важным, с другой стороны, на фоне сегодняшнего мирового финансового кризиса, Таджикистан нуждается в поддержке всех своих партнеров. Перед страной, как и перед другими партнерами России в регионе, стоит непростой выбор…
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.