Сегодня 27 августа в России отмечают День кино, а мы решили вспомнить нескольких актеров и режиссеров — уроженцев Таджикистана, которые оставили свой яркий след не только в таджикской но и российской (преемнице советской) киноиндустрии.
Тахир Сабиров
Народный артист Таджикской ССР, киноактер, кинорежиссер и сценарист родился в Душанбе 21 декабря 1929 года. В 1940х работал актером балета и миманса в Таджикском театре оперы и балета им. Садриддина Айни. Затем получил актерское образование в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского.
С 1952 начал преподавать актерское мастерство в студии театрального училища имени М. С. Щепкина в Москве. Затем получил режиссёрское образование в ГИТИСе, и устроился актером и режиссером в «Таджикфильм». Также Тахир Сабиров был Членом Союза кинематографистов СССР, секретарем и председателем Союза кинематографистов Таджикистана. Снялся в таких фильмах, как «Дорога», «Дохунда», «Неповторимая весна», «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц».
Однако имя Тахира Сабирова прославили его режиссерские работы, за которые он получил множество наград и призов не только в СССР, но и за его пределами. Кинокартина «Смерть ростовщика» отмечена дипломом Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1967 году в Ташкенте, и там же призом и дипломом в 1986 году был отмечен фильм «И еще одна ночь Шахерезады».
Также Тахир Сабиров взял главный приз на Международном кинофестивале «Золотой меч Дамаска» в 1987 году за серию фильмов по сказкам «1001 ночь», а на Всесоюзном кинофестивале «Сказка» в 1988 году призом и дипломом была отмечена кинокартина «Новые сказки Шахерезады».
В общем у Тахира Сабирова было 36 работ и участие в 26 проектах.
Тахир Сабиров скончался 31 мая 2002 года, он похоронен на кладбище «Лучоб» в Душанбе.
Борис Кимягаров
Народный артист Таджикской ССР родился 30 сентября 1920 года в Самарканде, в семье бухарских евреев. В 1934-1936 годах работал ассистентом режиссера и актером в ТЮЗе. Затем семья переехала в Душанбе, где будучи 16-летним юношей Кимягаров стал преподавать в школе литературу и таджикский язык, параллельно поступив в Сталинабадский педагогический институт.
Театром и кино интересовался с детства, участвуя во всевозможных театральных постановках, а режиссёрское образование получил во ВГИК (мастерская С. Эйзенштейна) в Москве, а параллельно работал педагогом-ассистентом в ГИТИСе им. А. Луначарского.
Кстати, Сергей Эйзенштейн принял Бориса Кимягарова на учебу только после его обещания выучить русский язык, которого он тогда не знал.
В таджикском кинематографе Борис Кимягаров начал работать с 1944 года. Был режиссёром-постановщиком художественных фильмов, а также сценаристом и режиссёром документальных фильмов. Его по праву считают основоположником эпического исторического жанра в таджикском кино.
В 1957 году режиссер пришел работать в «Таджикфильм», который стал известен всему миру благодаря его работам. Его кинокартины получали награды на Международных и Всесоюзных кинофестивалях: бронзовая медаль и почетный диплом МКФ в Венеции (1947) за документальный фильм «Таджикистан»; диплом Всесоюзного кинофестиваля телевизионных фильмов в Баку (1978) за телевизионный художественный фильм «Человек меняет кожу» (5 серий); главный приз «Золотой орёл» на МКФ стран Азии и Африки в Каире (1959) и диплом Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1960) за фильм «Судьба поэта»; приз Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси (1971) за фильм «Рустам и Сухроб»; призы за лучшую режиссуру сложного постановочного фильма и лучшее изобразительное решение Всесоюзного кинофестиваля в Риге (1976) за фильм «Сказание о Сиявуше» (2 серии).
Трилогию Бориса Кимягарова, снятую по национальному эпосу «Шахнаме» знают во всем мире. А фильмы «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб» и «Сказание о Сиявуше» входят в список мировых киношедевров.
Постановка эпических сцен сражений была его страстью. Для съёмок массовки привлекались студенты и солдаты.
«Кимягаров является одним из тех, кто возбудил в таджиках национальное самосознание. Воссоздав в исторической памяти народа образ великого Рудаки, духовную мощь поэзии и мудрости Фирдавси, и этим в целом возрождая истинные нравственные основы таджиков – наследников богатейшей духовной культуры, одних, как своих единомышленников, других – как оппонентов, он подтолкнул, как ни странно, к массовому, даже всенародному переосмыслению и освоению духовных истоков прошлого. Этот итог деятельности Бориса Кимягарова в истории таджикского кино дорог и неоценим», — говорится «Энциклопедии таджикского кино».
Кимягаров был очень требовательным режиссером и во время съёмок не допускал импровизаций. Сцены репетировались неделями, чтобы в день съёмок всё было идеально. Солдаты из массовки, совместно с каскадерами пробегали большие расстояния сначала в одну сторону, затем в другую. При этом стояла ужасная жара, а от подобной беготни вздымались клубы пыли.
Кстати, специально для съёмок массовки из Москвы был приглашен целый кавалерийский полк.
Вообще, трилогия о Рустаме была и остаётся одной из самых дорогих работ за всю историю таджикского кинематографа. Бюджет каждой части составил около 4 миллионов рублей (по тем меркам почти голливудский размах). Помимо огромных расходов на натурные съемки и декорации, немало средств ушло на изготовление реалистичных костюмов. Кимягаров хотел, чтобы одежда главных героев была настоящей. Поэтому доспехи, украшения, корона Ковуса — создавались грузинскими кузнецами из меди, да и шкур диких животных было около десяти. Через несколько лет Кимягарова стали обвинять в перерасходе средств, что сказалось на его здоровье.
Борис Кимягаров очень любил свою работу и крайне редко бывал дома. Дочь — режиссер Лилия Кимягарова в одном из интервью вспоминала:
«Когда папа был дома, это был настоящий праздник. После своего голодного детства он любил, чтобы в доме было все. Любил застолье, и поэтому у нас всегда было много гостей: на завтрак, обед и ужин и почти не было дня, чтобы мы собирались за столом втроем – папа, мама и я».
В апреле 1979 года при странных обстоятельствах сгорел архив киностудии, где было большинство работ Кимягарова. Это стало потрясением, после которого он не оправился и умер от простой операции по удалению грыжи. Борис Кимягаров ушел из жизни 19 апреля 1979 года и похоронен на Центральном кладбище в Душанбе. В январе 1981 года его именем был назван Дом кино Союза кинематографистов Таджикистана.
Марат Арипов
Сегодня в день профессионального праздника российских кинематографистов родился Народный артист Таджикистана Марат Арипов. Начиная с раннего детства, его окружала атмосфера творчества, ведь его мать Тухфа Фазылова была известной актрисой и певицей, Народной артисткой СССР. Она до конца жизни оказывала на сына огромное влияние, он любил и почитал её.
Марат Арипов получил актерское образование в Ташкентском театрально-художественном институте им. А.Н. Островского, затем режиссерское во ВГИКе (мастерская С. Герасимова). В возрасте 21 года Арипов был удостоен звания Заслуженного артиста Таджикской ССР за роль Авиценны в одноименном фильме Камиля Ярматова, а в 1999 году ему было присвоено звание Народного артиста Таджикистана.
Марат Арипов был значимым актером и режиссером Советского союза, и до сих пор по Российскому телевидению можно увидеть фильмы с его участием. Он сыграл десятки ролей, но великих было три: роль Абуали ибн Сино в фильме «Авиценна», роль Рудаки в фильме «Судьба поэта», роль Хаджи Насреддина в фильме «Гляди веселей!». Всенародная слава пришла к Марату Арипову после роли Хаджи Насреддина, ведь после выхода кинокартины в свет его полюбили во всем СССР, а его имя занесено в Золотой фонд советского и российского кино. Кстати, фильм «Гляди веселей!» одна из его режиссерских работ.
Марат Арипов был непростым и прямолинейным человеком, со сложным характером, при этом очень эрудированным и интеллигентным. Он выражал свое мнение изысканно, но суть от этого не менялась. Остроту его языка можно сравнить с бритвой. Как вспоминает его дочь, журналист и сценарист Марианна Арипова:
«Как-то на одном из съездов кинематографистов в Москве шла речь о доступности языка кино для народа. И тогда отец уточнил:
–То есть надо всё разжевать?
-Да, разжевать.
— И помочь проглотить?
— Если нужно…
– Ну, тогда, если всё разжевать и помочь проглотить, вы понимаете, что получится на выходе?»
Марат Арипов был требователен не только к окружающим, но и к себе. Умел взглянуть на себя со стороны, не стесняясь критиковать и свои работы. Даже о культовой роли Рудаки, впоследствии говорил что хотел бы переиграть ее иначе, несмотря на то, что именно за эту роль артист получил премию Каирского кинофестиваля «Золотой орел» и в 1960 году был отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Минске.
При всей сложности характера, Марат Арипов был душой компании, любимцем женщин и верным другом. Он умер после продолжительной болезни 29 октября 2018 года, и можно смело сказать что страна лишилась лучшего актера советской эпохи. На его могиле выгравирована такая эпитафия:
«Рождённый яркою звездою,
Он был кумиром многих муз.
Заветы матери, порою,
Он ставил выше прочих уз».
Многие мировые знаменитости приезжая в Таджикистан, в первую очередь искали встречи с Маратом Ариповым, чтобы выразить ему свою признательность. Сегодня легенде советского кино исполнилось бы 87 лет.
Давлат Худоназаров
Кинорежиссёр, кинооператор и исследователь, лауреат Государственной премии им.А.Рудаки (1972г.), заслуженный работник культуры Таджикистана (1977г.), народный артист Таджикской ССР (1989г.), член Союза кинематографистов СССР (1968г.) Давлат Худоназаров — еще один человек, благодаря которому Советской Союз узнал о своеобразном и ярком таджикском кино.
Худоназаров окончил операторский факультет (мастерская заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.В.Косматова) Всесоюзного государственною института кинематографии (ВГИК) в 1965г. и уже через четыре года в качестве оператора-постановщика снял свой первый художественный фильм «Джура Саркор»; в 1979г. он дебютировал как режиссёр с фильмом «Юности первое утро»; в 1983г. снял первый документальный фильм по своему сценарию — «Нас водила молодость».
Операторские работы Давлата отличались чувством стиля и мастерством. В работе же над документальными фильмами он показал виртуозное владение архивными материалами: старыми фотографиями, документами и кадрами кинохроники. Одним из направлений в творчестве Д.Худоназарова стала историческая реставрация деятельности русских исследователей и военных на Памире в конце XIX–начале XX веков. Именно в 1980-е годы он продемонстрировал исследовательские способности, что впоследствии стало одной из сфер его деятельности.
Времена перестройки в СССР были для Давлата и сложными, и плодотворными одновременно: с 1986 по 1991г. он возглавлял Союз кинематографистов Таджикистана; летом 1990г. был избран председателем Союза кинематографистов СССР (!) и в мае 1991г. участвовал в его преобразовании в Конфедерацию Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии (что после распада СССР позволило сохранить организацию).
Позже ему пришлось переехать на постоянное место жительства в Россию, где Д.Худоназаров, будучи представителем международной гуманитарной организации «Фокус», активно сотрудничал с организациями по защите прав беженцев из Таджикистана и Афганистана (с 1995г.).
В начале 2000-х гг. он возглавил московское отделение партии «Союз людей за образование и науку». В этот период, продвигая идеи партии, он много выступал в средствах массовой информации, много и успешно работал в качестве учёного, публикуя свои статьи в научных изданиях России и Европы.
Уже много лет как Давлат Назарович отошел от политики, сторонится публичности, редко общается с прессой. Большую часть времени проводит в архивах и библиотеках в поисках малоизвестных фактов из истории российского присутствия на территории современного Таджикистана в конце XIX – начале XX века.
Бахтиер Худойназаров
Член союза кинематографистов Таджикистана, российский и таджикский режиссер и сценарист родился 29 мая 1965 в Душанбе. Получил режиссерское образование во ВГИКе (мастерская И.Таланкина). Однокурсниками Худойназарова были: Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Тигран Кеосаян, Александр Баширов, Рашид Нугманов и многие другие звёзды кино.
В 90-е Худойназаров прославил таджикское кино на весь мир, и первым стал игровой полнометражный фильм «Братан», снятый в жанре road-movie. По мнению кинокритика Андрея Плахова, в кинокартине «предугадано то ощущение бездомности и сиротства, что вскоре охватит Таджикистан, вовлечённый в войну с самим собой».
В своем интервью «Независимой газете» Бахтиер Худойназаров однажды сказал:
«Я не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей – он так же страдал после распада Югославии. Он стал жить в Париже, иногда – в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе все было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом. Мы не обращали внимания на какую-то КПСС – она жила где-то своей жизнью, а мы своей. Конечно, на бытовом уровне были случаи ненависти, но сейчас-то это уже не на бытовом, а на политическом уровне! Я вижу в Москве гастарбайтеров – это другие лица, не те, что на фотографиях времен моей юности. И я не вижу в этом ничего прекрасного. А я по части искусства исповедую веру Пушкина, который чувства добрые лирой пробуждал».
Бахтиер Худойназаров всегда считал что он вышел из страны, которой больше нет, но в фильмах может ее воссоздать. Работы Бахтиёра Худойназарова были удостоены наград и номинаций на различных кинофестивалях, самые известные фильмы: короткометражка «Шутники», документалка «Собачья охота», «Братан», «Кош-ба-кош», «Лунный папа» и другие.
Прежде чем стать известным режиссером и продюссером, он успел поработать помощником режиссера и ассистентом на киностудии «Таджикфильм», а также теле и радио корреспондентом. В последние годы жизни активно работал в сфере рекламы.
«Из всего поколения 1991 года, успевшего дебютировать пусть уже и во вполне условном, но еще Советском Союзе, в высший эшелон мировой режиссуры удалось войти, не спекулируя ни на экзотизме, ни на постсоветских социально-политических горестях, лишь двоим — литовцу Шарунасу Бартасу и таджику Бахтиеру Худойназарову.» – писала газета «Коммерсантъ» после известия о его смерти.
Его преждевременная смерть потрясла всех, кто знал его лично. Но режиссер и сам был потрясен, когда узнал о том, что у него последняя стадия рака печени. После этого он сгорел за несколько месяцев. Умер Бахтиер Худойназаров 21 апреля 2015 года, недожив до своего дня рождения в Берлине, где с 1992 года постоянно жил и трудился.
Валерий Ахадов
Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР и Российской Федерации, режиссер, актер и сценарист появился на свет 9 августа 1945 года в Самарканде. Учился на философском факультете МГУ, но окончил только режиссерский факультет во ВГИКе (мастерская Е.Дзигана). Много лет спустя он стал там мастером сцены. До учебы Валерий успел поработать ассистентом оператора и осветителем на киностудии «Таджикфильм».
Во времена СССР Ахадов был главным режиссером Таджикского академического театра драмы им. А. Лохути, затем создал экспериментальную театральную студию «Полуостров».
В 1990 году он и группа актеров из Душанбе перебрались в Магнитогорск, где уже через год он стал главным режиссером Магнитогорского драматического театра. Там же Ахадов организовывал кино- и театральные фестивали «Хрустальная слеза» и «Театр без границ». Он поставил несколько спектаклей на сцене российских театров. Является автором-режиссером документальных фильмов.
Валерий Ахадов дебютировал как киноактер, сыграв главную роль в фильме Тахира Сабирова «Взлетная полоса». А режиссерская карьера началась в 1971-м с фильма "Вперед гвардейцы!". Затем были фильмы: "Кто поедет в Трускавец" с Е. Симоновой и М. Тереховой и "Женщин обижать не рекомендуется" с В. Глаголевой и Г. Польских.
В его фильме "Руфь", показанном на кинофестивале в Каннах, сыграла французская актриса Анни Жирардо, несколько утратившая популярность на родине.
Сегодня Валерий Ахадов работает с большим энтузиазмом, ставит театральные постановки, снимает кино, продюссирует талантливых актеров и воспитывает юных преемников.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.