«Раны оставили глубокий след в душе, а внешние раны всего лишь «украшение» для боксёра, хотя отец всегда говорил, что изуродованное лицо спортсмена отнюдь не повод для гордости, а признак слабости», — говорит Мавзуна, которая сегодня отмечает свое 30-летие.
— Как бокс ассоциируется с женским полом на сегодняшний день?
— Вспомнив свои ранние годы, могу сделать вывод, что ситуация с женским боксом улучшается. Например, в начале моей карьеры в боксе абсолютно не было девушек. Девушки были в других спортивных секциях, но именно в боксе я была одна. И так как не было женских групп, я тренировалась в мужском коллективе.
Тогда многие юноши из нашего коллектива даже не подозревали, что я девушка. Я всегда маскировалась под спортивным костюмом и интенсивно занималась боксом. Спустя некоторое время, конечно, все-таки узнавали, но принимали меня как своего.
— Почему вы выбрали именно этот вид спорта?
— Это заветное желание моего отца и, конечно же, моя мечта. Я научилась этому искусству ещё в детстве. Моим первым мотиватором, путеводителем, наставником и учителем был мой отец. Часто у нас на улице устраивали драки, и я принимала в них участие.
Я дралась исключительно с мальчиками за небольшой «гонорар» со стороны уличных лидеров в Кулябе. Приходила домой после драк, а отец, увидев синяки под глазами, всегда говорил: «у тебя был достойный напарник, но лицо надо беречь. Красивое лицо признак твоего профессионализма».
Отец всегда, до последнего был рядом со мной. Когда мне было 14 лет, меня отправили в Россию. Я продолжала заниматься там и отец, несмотря на тревожное состояние своего здоровья, был рядом со мной.
Он умер на моих руках от болезни печени, и я привезла его на родину. Мне было всего лишь 14 лет. До сих пор эта душевная рана ничем не излечивается, ни тренировками, ни триумфом, ничем!
Он был очень молодым. Много душевных ран я перенесла во время его болезни. Раны оставили глубокий след в душе, а внешние раны всего лишь «украшение» для боксёра, хотя отец всегда говорил, что изуродованное лицо боксёра отнюдь не повод для гордости, а признак слабости.
— Все-таки внешние раны тоже неизбежны в боксе. Как вы сохранили лицо? У вас на лице нет признаков этого сурового вида спорта.
— На лице шрамов нет, но моя голова покрыта ими. Под волосами всего этого не видно. У меня был вывих плеча от интенсивных тренировок и больших нагрузок. Даже на олимпийских играх моё плечо подвело меня.
Моя соперница угадала это и стала активно работать именно на уязвимую зону моего тела, но разгадав её намерения, я кардинально поменяла тактику и нанесла неожиданные удары совсем с другой позиции и не прогадала. Я победила и стала олимпийской чемпионкой.
В Таджикистане олимпийских чемпионок не много. Зебунисо Рустамова и я. Все чемпионы уходят с мировых арен, но от спорта уйти невозможно. Спорт это жизнь для нас.
«Дети смысл моей жизни»
— Вас много раз спрашивали, но все же — насколько замужество повлияло на вашу спортивную карьеру?
— Семейная жизнь важна, но она не стала препятствием для моего спортивного роста. Мой муж спортсмен. Мы очень хорошо понимаем друг друга. У нас двое детей: девочка и мальчик. Они растут в спортивной среде.
Я в 2010 году завоевала бонзу на чемпионате мира, позже стала серебряным призёром азиатских игр, далее олимпиада, но рождение двух детишек тоже большая награда от Бога для меня. Дети смысл моей жизни. Мы росли в многодетной семье. Я обожаю детей.
Сейчас новое поколение растёт и для меня самое время выявлять новых лиц для женского бокса в Таджикистане. Надо развивать подростковый бокс и выбрать более смелых духом девушек с правильными атлетическими чертами.
— Что это за критерии?
— Атлетическое строение тела. Торс, посадка, форма мышц, структура костей, мощность удара, даже характер самой девушки играет важную роль в нашем деле. Бесхарактерные и нетерпеливые люди никогда не смогут стать хорошими спортсменами.
Спорт это воспитание! Спорт духовно, морально и физически развивает человека. Наши тренера всегда учили нас терпению и толерантности и уважению.
«Мужчины должны понять…»
— Спорт помогает снизить рост преступности среди молодёжи?
— Вместе с представителями правоохранительных органов мы проводим разные встречи с молодёжью, говорим о преступности с ними. Сейчас нас беспокоят страшные случаи драк с поножовщиной среди школьников. Мы стараемся мотивировать их своими достижениями.
Это даёт результат. Многие из подростков начинают искать своё будущее в спорте и это хорошо.
Важно, чтобы они идеализировали для себя образ великих спортсменов. Это даёт тонус. Сейчас многие девушки приходят ко мне в школу олимпийского резерва, и я занимаюсь с ними не покладая рук. В них я вижу будущих чемпионок.
— Девушки, желающие заниматься боксом, все еще сталкиваются с проблемами гендерного характера со стороны мужчин, в семье?
— Иногда бывает. Мы выявляем многообещающих подростков, занимаемся с ними, прикладываем все усилия для духового и физического развития, но в последний момент появляются братья или другие «воспитатели» и ставят большую жирную точку на спортивной жизни способных девушек…
На это больно смотреть, но все же, я надеюсь, в конце концов, эти мужчины поймут, что спорт это честь, достоинство и гордость любого человека независимо от пола.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.