Завершился двухдневный визит президента Беларуси Александра Лукашенко в Таджикистан, куда, как он сообщил сам, приехал с половиной состава своего правительства. Одни считают его визит просто плановым, другие видят в этом подтекст. Мы собрали версии этого визита.
В Таджикистан Александр Лукашенко приехал, как он сам сказал, с половиной правительственного состава. В результате между странами были подписаны контракты на сумму $50 млн.
Отдельные наблюдатели считают, что эта цифра не является столь значимой и подписание таких договоров вполне могли провести на полях региональных саммитов, которые в последние месяцы проходят довольно часто. Тем более, что на ближайший из них главы двух государств выехали прямо из Душанбе.
В связи с этим можно привести несколько версий.
Просто дружеский визит
Одна из версий заключается в том, что нет никакой другой версии, кроме той, что существует официально – это просто дружеский визит, тем более, что он был запланирован давно.
"Мы всегда поддерживали друг друга. И это не потому, что мы друзья, просто мы одинаково мыслим. Для меня он был всегда примером самоотверженного человека, и даже будучи раненым человеком, он несгибаемый — настоящий представитель таджикского народа. Он всегда был для меня образцом преданности и надежности", — отзывался Лукашенко об Эмомали Рахмоне.
Возможно, говоря о «раненном человеке» глава Беларуси имеет в виду недавний конфликт на таджикско-кыргызской границе, когда таджикская сторона понесла большие человеческие и материальные потери. На фоне этого при искренней дружбе такой визит может иметь вполне естественный характер.
Вопрос безопасности
Однако российское информационное агентство «Sputnik Таджикистан» выдвигает версию, что визит Лукашенко мог быть не обычным дружеским визитом, а поддержка в контексте таджикско-кыргызского конфликта несла более существенный характер.
«Кыргызстан не скрывает, что целыми партиями закупает в Турции боевые беспилотники и активно использует их в ходе столкновений на таджикско-кыргызской границе. Возможно, в Душанбе захотели также усилить свой военный потенциал хотя бы в интересах сдерживания. Но закупаться решили не в Турции и не в России, в условиях СВО не спешащей продавать вооружение, а в Беларуси», — пишет ресурс.
«Sputnik» отмечает, что Беларусь хоть и не является ведущим мировым экспортером оружия», однако Минску есть что предложить потенциальным покупателям».
«Например, РСЗО "Полонез" калибра 301 миллиметр, самые дальнобойные установки такого типа в Европе по оценке Military Watch Magazine. С 2016 года десять подобных установок уже были проданы Азербайджану и испытаны в Карабахском конфликте. Возможно, для Душанбе уже само наличие беларуских "Полонезов" могло бы стать адекватным ответом на турецкие "Байрактары" в целях недопущения эскалации конфликта на границе».
Подготовить почву для примирения
Но при этом Спутник излагает и другую версию, что Лукашенко приехал для урегулирования вопроса, “подготовить почву для решения затихшего, но не завершенного конфликта Душанбе и Бишкека”.
Отношения между Кыргызстаном и Таджикистаном, которые являются членами ОДКБ, вредят имиджу этой организации, поэтому их примирение будет ей только на пользу.
«Логично было бы, если с предложением мира выступил Владимир Путин, как представитель самого мощного, в плане военного потенциала, государства в составе ОДКБ. Но в нынешней ситуации давления Запада, визит Путина мог бы рассматриваться как прямое активное вмешательство в дела Бишкека и Душанбе, да ещё и на стороне и одного из участников.
А вот Александр Лукашенко, у которого по-настоящему хорошие отношения с Рахмоном в данной ситуации может негласно выступать как наиболее подходящий посредник для решения внутренних проблем организации», — пишет Sputnik Таджикистан.
Такая версия вполне может иметь под собой почву.
Напомним, власти Кыргызстана отказались участвовать в ряде региональных мероприятий. Например, президент этой страны не приехал на неформальный саммит лидеров стран СНГ, который состоялся 7 октября в Санкт-Петербурге, а после этого были отменены запланированые военные учения ОДКБ в Кыргызстане. Также кыргызские военные отказались участвовать в аналогичных учениях в Таджикистане.
Если в случае неучастия президента Кыргызстана Садыра Жапарова связывали с его плотным рабочим графиком, то в остальных случаях Бишкек открыто говорит, что это связано с нежеланием пересекаться с представителями Таджикистана.
Официальные лица и экспертное сообщество России в связи с этим высказывали мнение, что такие шаги Бишкека вредят не только внутреннему сотрудничеству ОДКБ, но и позиции Москвы в Центральной Азии, что ситуация должна быть решена, иначе у Москвы может появиться еще одна большая головная боль, в то время, как решение этого вопроса, по мнению некоторых экспертов, только усилила бы ее позиции.
«В нынешней мировой расстановке сил все объясняют не слова, а действия, они и определят, вполне возможно, разную их реакцию на путинские идеи. К примеру, если России и вправду удастся обеспечить реальное примирение Таджикистана и Кыргызстана, то у Москвы есть шанс заставить себя снова если не уважать, так хотя бы бояться», — считает эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
И действительно, пока Лукашенко находился в Душанбе, стало известно о том, что в Астане сегодня пройдут трехсторонние переговоры Владимира Путина, Эмомали Рахмона и Садыра Жапарова.
Возможно это стало возможным именно при скрытом посредничестве Лукашенко.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.