Российская площадка готовиться к запуску торгов с таджикской валютой, сообщил «РБК Инвестициям» управляющий директор департамента развития бизнеса Московской биржи Кирилл Пестов, но есть ряд преград, связанные с отсутствием в Таджикистане биржевой активности.
Это делается для того, чтобы любой (потенциальный таджикский/русский трейдер или инвестор) мог торговать ценными бумагами или товарами. То есть, мог заключать сделки по купле/продаже определённых типов товаров, входящих в разные секции: фондовый, срочный, валютный и товарные рынки. В этих секциях действуют свои правила игры.
На данный момент, в таких странах, как Китай, Россия, Казахстан и других можно проводить валютные операции с помощью бирж. То есть, можно приобрести или продать валюты разных стран. Если этот план Мосбиржы реализуется, то можно будет покупать/продавать таджикскую валюту, как это обычно делается в простых пунктах обмена валюты или банках.
Торги и курс валюты определяет спрос к этой валюте, а в нашем случае к валюте сомони.
Будет ли теперь спрос к сомони?
Специалисты не ожидают каких-либо больших положительных результатов от таких планов Мосбиржи, потому что спрос на любую валюту определяет объём производимых товаров и услуг.
То есть, поясняет преподаватель института финансов, экономист, если, например, у России покупают на мировом рынке зерно, энергоресурсы, металлы и прочие теперь уже в российских рублях, то это и определяет спрос к рублю, что также влияет и на её курс на мировых рынках.
— После объявления девалютизации Центрального банка России, ряд валют недружественных для России стран стали токсичными.
В том числе доллар, евро, йена и фунт. Они стали терять торговые ячейки в ряде сфер экономики. Их пункты будут теперь заполнять другие валюты, с которым Россия будет вести торговлю. Если раньше через Мосбиржу невозможно было покупать товары и ценные бумаги в сомони, а всё проводилось в качестве внебиржевых сделок, то теперь есть вероятность, что всё будет в рамках биржи.
Таджикский товар и таджикская биржа должны показать свою активность, чтобы был спрос к сомони! – сказал «Азия-Плюс» онлайн трейдер американской торговой площадки «Alpari» Даниил Костриков.
Свои невысокие ожидания относительно сомони он связывает тем, что в самом Таджикистане фактически нет фондовых рынков или бирж (есть одна частная и одна государственная, которая в настоящее время не работает, — ред.).
Что касается соседних стран — Узбекистана и Кыргызстана, то они показывают живую активность. Трейдеры, например, уже фиксируют в среднем по 30-40 биржевых сделок в неделю на узбекских платформах.
Внебиржевая сделка — это сделка с финансовым инструментом, заключённая напрямую без участия биржи или её функций.
Таджикистан же показывает свою активность на российских рынках энергоресурсов (нефтепродуктов и газа) напрямую без участия игроков таджикской биржи. Это значит, что если, например, таджикская компания захочет импортировать товар, скажем, древесину из России, то она обращается к российским трейдерам или напрямую к поставщику.
В других же странах, например, в том же Узбекистане, компания обращается на свою биржу, та предоставляет ей цену на нужный товар по биржевому курсу, а если сделка была внебиржевой, то сама биржа определяет цену товара с учётом цен конкурентов (других поставщиков) еще до растаможки.
— Фондовые рынки в условиях антироссийских санкций должны находить или заполнять наши пустые позиции ушедших компаний и капиталов. Россия уже заменила ряд товаров компаний из недружественных стран таджикскими товарами, но их сделки проводятся в российских рублях напрямую без таджикской биржи, – говорит начальник департамента по товарно-валютным операциям частной российской компании «Хаят Трейд» Айжен Койш.
Она также отмечает, что если Мосбиржа действительно начнёт торги таджикским сомони, то валюта может стать определённым товарным эквивалентом, как и все остальные валюты, трейдеры смогут покупать через таджикские фондовые рынки или биржи товары и ценные бумаги.
То есть, может оживиться работа таджикской биржи, которая сейчас пассивна.
Также любой игрок рынка сможет просто закупать у Таджикистана валюту сомони через банковские и биржевые платформы, например, через их приложения и ПО удалённо, как это бывает в других биржах.
Есть еще один вопрос, который может решиться с открытием торгов в таджикской валюте на Мосбирже. Сейчас в сети приезжие граждане России жалуются, что не могут перечислить средства из Мосбиржи на карту, через функцию в приложении «ВТБ инвестиции». Если Мосбиржа решится на указанный шаг, то любой сможет обменять на торгах валюту и получить/продать сомони.
В чём парадокс?
— В Таджикистане функционирует одна фондовая (частная) биржа «Central Asian Stock Exchange», но работает она частично и не постоянно, – сказал «Азия-Плюс» предприниматель, который занимается биржевыми торгами. — Последняя их операция попадала в поле внимания, когда Банк Эсхата выпускал облигации на сумму 20 млн. сомони. Изредка эта частная биржа проводила операции с Китаем.
На уровне государства 15 лет назад была фондовая биржа, но её активность не фиксируется по сей день. Не знаю, работает ли она сейчас.
Получается, что спрос для работы с Мосбиржей вроде как есть, а самой таджикской биржи для неё нет.
Хотя, такие планы Мосбиржи вряд ли смогли бы помочь Таджикистану и России сравнять объём товарооборота между странами, чтобы сравнять курсы национальных валют один к одному для уравнения курсов национальных валют, как это было в Еврозоне при переходе на валюту ЭКЮ, а потом на Евро.