Сегодня, 8 ноября, свой очередной день рождения отмечает одна из самых известных женщин нашей страны — Гулджахон Бобосадыкова.
Государственному деятелю, секретарю ЦК КП Таджикистана, главному идеологу советского Таджикистана — 85. Мы пообщились с ней по телефону.
Она — выпускница физико-математического факультета Таджикского государственного института, но стремление к справедливости привели ее на путь юриспруденции. В течение многих лет Гулджахон Бобосадыкова была главным идеологом страны, работала секретарем ЦК Коммунистической партии Таджикистана.
Путь этой таджикской женщины был труден и сложен, требовал большой ответственности и высокго профессионализма, но, по ее словам, она приняла все эти трудности и ни разу не пожалела об этом.
— Как вы отвечаете свой юбилей?
— Я хочу выразить огромную благодарность всем дорогим мне людьям. Слава Богу, меня не забыли и каждую минуту поздравляют с днем рождения. Мои мобильный и домашние телефоны не умолкают, звонят и поздравляют как люди внутри страны, так и из-за границы. Это большое счастье для меня. Я очень рада, что осталась в памяти своих друзей и учеников.
Я сейчас дома и буду проводить сегодняшний день в кругу своих близких. Никуда не собираюсь и никого не приглашала к себе домой. Те дорогие люди, кто помнит меня и будет приходить ко мне домой поздравлять, приму их со всей душой. Благодарна тем, кто присылает мне свои пожелания.
«Она – жесткий управленец, убежденный в правильности своего пути. Здоровая амбициозность и обостренное чувство справедливости всегда помогали Гулджахон Бобоевне добиваться своих целей. В ней чувствуется масштабность возможностей и способностей, сила характера, необходимая для преодоления трудностей», — говорят о ней близко знающие ее люди.
— Какое у вас сейчас настроение и чем занимаетесь?
— Отдыхаю. Специальной работы нет. Меня приглашают на различные встречи и мероприятия, где я рассказываю собравшимся о своем опыте.
— К вам до сих пор обращаются с просьбами и за советами?
— Да, звонят и приходят ко мне домой с различными просьбами. Ученики часто обращаются.
В последнее время я сотрудничаю с различными общественными организациями по вопросам равенства мужчин и женщин и регулирования законодательства страны. Даже если это и немногое, что я сейчас делаю, но я счастлива, что все еще могу внести свой вклад в благополучии наших женщин.
— Как оцениваете прожитую жизнь и довольны ли собой?
— Горжусь и на сто процентов довольна собой. Годы, проведенные в качестве первого секретаря комитета комсомола столицы и республики, считаю золотыми страницами своей жизни. Думаю, что за эти годы я сделала много хорошего для своего народа и государства. Остальное пусть оценивает сама нация.
— Кто проложил для вас этот путь и чем вы гордитесь сегодня?
— Очень благодарна своим родителям, особенно маме. Именно мама поддерживала мои первые шаги и подбадривала меня. Муж тоже был замечательным человеком, которого считаю своим партнером и опорой во всем, что я делала.
Эти два человека внесли большой вклад и в деле воспитания моих детей. Ими всеми я очень довольна.
— Напоследок, что бы хотели пожелать своим соотечественнникам?
— Желаю своей нации сплоченности и единства!
«Железная леди» о том, как все начиналось
Этот короткий разговор не может рассказать о масштабе личности Гулджахон Бобосадыковой, поэтому мы решили поднять из архива наш старый материал о ней.
Свою историю там тогда также рассказала она сама. Передаем ее в сокращенном варианте.
«Свою биографию я начинала с чистого листа. Окончила школу хорошо. Особенно по математике и французскому языку были хорошие оценки. Никого у меня не было, никакого блата. Хотя и в то время существовали связи и знакомства. Я хотела поступать на физмат в МГУ, но мне дали понять, что туда идут те, у кого есть связи. Сегодня некоторые считают, что можно удержаться только на этой волне. У прогрессивной молодежи появляется апатия к учебе, потому что они видят, как их бездарные однокурсники «со связями и влиятельными родственниками» получают хорошие оценки и высокие должности».
«Вспоминаю время, когда меня назначили первым секретарем Центрального райкома партии Душанбе. Район был молодой, только строился. Я сразу сказала, что не разбираюсь в строительстве, но пришлось все изучать, осваивать. Быть на стройках, разговаривать с людьми различных профессий. Мне работа в столице и в комсомоле дала столько, сколько не дали бы десять университетов.
Самая ответственная работа – это выступление перед аудиторией. А она была умная, главное – не потерять уважение. Я самокритично относилась к своим выступлениям. Готовилась заранее, и когда садилась на свое место, мой постоянный вопрос своим близким коллегам: «Вам не было стыдно за мое выступление?» Ведь самое главное – объективность».
«К нам самим относились строго. В 1985 году нас в составе всесоюзной делегации отправили в Афганистан. Там шла война, было небезопасно. Дружелюбное население в Кундузе, Бадахшане и Тахоре, видя, что мы — таджики, подарили нам с Туйгуном Каримовым, который представлял со мной таджикскую делегацию, маленькие сувениры и коврики с ручной вышивкой. Но как только мы приехали домой, сразу звонок из Москвы: "Вам там подарки дарили? Соберите все и передайте детскому дому". Так мы и сделали. Передали в детский дом № 1. Поэтому хочу сказать, что чистая совесть всегда была для меня превыше всего».
«Бывало, ходила по магазинам с проверкой, а дома закончились дрожжи. Помните, по 7 копеек за кусок? Так я даже сумочку оставляла в машине, заходила в магазин и выходила оттуда с пустыми руками. Хотела, чтобы люди видели и верили в честность».
«Был случай, когда и мне предлагали взятку. Я тогда работала в горкоме партии, ко мне приходили «пробивать» квартиры, передавали приветы от знакомых, стучались в двери. Может, кто-то и поручал это делать. Был случай, когда в ЦК ко мне пришла женщина из района решать свои проблемы и вытащила из сумки кусок материи. Я ее отругала и наказала своему секретарю, чтобы впредь ко мне заходили только с пустыми руками».
«В нашей семье, где было три сына и три дочки, я была самой старшей, вся ответственность за воспитание младших после смерти отца (я училась тогда в 10-м классе) легла на мои плечи. Отец был начальником милиции Ленинабада, честным и справедливым человеком. Его именем названа улица в центре Ура-Тюбе, откуда я родом. Отец сыграл большую роль в моем воспитании.
Особенно запомнила его слова: «Если увижу, что кто-то что-то принес домой, и вы это взяли, всех вас выгоню из дома». Он был очень строг. Дома все было просто и скромно. Потом я попала в среду Джаббора Расуловича. То же самое. Так воспитывалось мое поколение. Я считала свою работу святым местом».
«Во время трагических событий 90-х годов жила как обычные люди, деля горести и радости с родными. Хотя я была трижды избрана депутатом Верховного Совета СССР и дважды — Верховного Совета республики, на 16-й сессии не была, так как не являлась в ту пору депутатом. Работала в министерстве иностранных дел, и так как тогда была введена департизация некоторых госструктур, в том числе и МИД, из райкома партии вернули карточки. Но партийный билет остался при мне. Я была в рядах Компартии более 30 лет. Меня приглашали вступать в другие партии. Но приняла решение не вступать ни в одну из них. Это моя позиция».
«Я могла бы, как и многие в то время заработать так, чтобы обеспечить будущее своим детям и внукам, но не стала этого делать. Я оставила в Москве квартиру площадью в 100 квадратных метров, где в подъезде напротив жил Ельцин и пешком можно было дойти до Кремля. Сейчас, наверное, эта квартира оценивается в миллион долларов. До сих пор мои знакомые осуждают меня за этот поступок…».