Много лет Кыргызстан считался самой демократичной страной в Центральной Азии, но у этой демократии есть и обратная сторона – власти сильно зависят от настроения населения и не всегда могут самостоятельно принять решение без того, чтобы это где-то не вылилось в митинги, которые нередко приводят к смене власти.
Например, последние события в Кыргызстане вызваны решением властей по вопросу делимитации границы с Узбекистаном.
Кыргызстану перешла большая часть спорных территорий — 19 699 га, а Узбекистану земля под Кемпир-Абадским водохранилищем площадью 4485 га с условием, что управлять им страны будут совместно. Среди некоторой части кыргызского населения это вызвало недовольство: люди стали выходить на митинги и требовать отмены соглашения. Протесты проходили в течение десяти дней, потом начались массовые аресты.
Задержанных обвиняют в попытке организации массовых беспорядков, они водворены в СИЗО.
Правозащитники и активисты стали обвинять власти в нарушении прав человека и подавлении мнения народа, а власти в свою очередь заявили, что массовые протесты были заказными.
«Сколько раз мы объясняли всё, но они не хотят понимать. Им нужно во что бы то ни стало создать конфликт, разделить народ. Но мы не дадим этого сделать. Пользуясь демократией, они перебарщивают… Мы знаем, кто устраивает и финансирует все эти митинги, шествия», – заявил президент Кыргызстана Садыр Жапаров.
Он также пообещал, что в Жогорку Кенеше будет рассмотрение вопроса в прямом эфире, однако открытого рассмотрения не было. 31 октября Комитет по международным делам парламента одобрил проект соглашения о совместном управлении Кыргызстана и Узбекистана Кемпир-Абадским водохранилищем в закрытом режиме.
«Аресты до добра не доведут»
Аресты политиков и активистов вызвали недовольства, которые также вылились в протесты. Прошли и «встречные» митинги в поддержку Жапарова и Ташиева. На них вышли активисты национально-патриотического движения «Кырк Чоро» («Сорок витязей») (считают себя движением с нравственными и патриотическими взглядами).
Как сообщает «Независимая газета» (НГ), члены этого движения, заступаясь за власть, пригрозили оппозиции и НПО расправой.
Политики также осудили власти за репрессии, их общее мнение сводится к тому, что «власти доиграются». Например, кыргызский политик Феликс Кулов в интервью «Независимой газете» заявил, что правоохранителям «не стоило придавать такое значение действиям активистов и пытаться прилепить им статью, предусматривающую уголовную ответственность».
На своей странице в соцсетях он написал, что обвинения в отношении Клары Сооронкуловой (одна из оппонентов Жапарова на выборах, — ред.) беспочвенны. «Могу поручиться, что она никогда не пойдет на совершение любого противоправного действия. Это явный перебор».
Лидер партии «Ата-Мекен», посол Кыргызстана в Германии Омурбек Текебаев заявил, что «задержания, аресты, насилие – это неправильные пути решения проблемы и они до не доведут до добра».
«Это показала наша история. Если кто-то пытался захватить власть, используя оружие, то они должны ответить перед законом. Думаю, что власти одумаются и освободят сегодня-завтра задержанных… Хочу верить, что в Кыргызстане будет преобладать разум», – цитирует Текебаева НГ.
Грядет новая революция?
«Последние события, связанные с урегулированием вопросов границы, могут стать детонатором для масштабных выступлений гражданского общества если не сейчас, то к весне точно. И поскольку консолидировать общество власть не смогла, то теперь обещает жестко пресекать любые протестные выступления, чем, соответственно, еще больше разозлит народ.
Уже сейчас своими действиями чиновники подняли волну недовольства. Допущенная ошибка в решении пограничного вопроса может летально закончиться для президента Кыргызстана.
Противоречиями в обществе могут воспользоваться западные структуры, если нынешняя власть их не устраивает, тогда очередной революции не миновать», – цитирует редактора информационного портала kginfo.ru Асилбека Эгембердиева НГ.
Аналогичного мнения придерживается таджикский политолог Нуриддин Давлатов.
«В Кыргызстане почти всегда так происходит – отдельные ситуации постепенно набирают обороты, а когда пересекаются в одной точке — там происходит революция и смена власти. Ситуация с границей, несомненно, будет одним из таких факторов. Все идет к тому, что Соглашение с Узбекистаном будет подписано (пройдет все инстанции, — ред.) и станет одним из главных факторов дестабилизации в ближайшем будущем. Обычно, все революции в Кыргызстане происходили либо осенью, либо весной, поэтому не сейчас, так к весне там будут волнения», — считает политолог.
По его словам, это не единственный фактор риска для кыргызских властей. Другим фактором являются «большие претензии» населения в связи с событиями на таджикско-кыргызской границе за то, что «власти второй раз проиграли», так как было много погибших и таджикской стороной были захвачены большие территории.
Третьим фактором, по мнению политолога, является дефицит госбюджета в размере 21 млрд сомов ($250 млн), что может привести к социальному напряжению и росту недовольства. Усугубить ситуацию может снижение денежных переводов из России.
Обратная сторона демократии
Давлатов при этом добавил, что Кампирабадское соглашение является довольно оптимальным решением в приграничном споре с Узбекистаном, но издержки демократии в Кыргызстане таковы, что даже такое выгодное решение может стать триггером революции.
«У народа много свободы, у него есть возможность высказывать свое мнение и он это делает, но при этом у него низкая политическая грамотность, чем пользуются различные популистические и амбициозные группы. Теперь власти Кыргызстана вынуждены идти на репрессии, но потом и это будет иметь последствия», — говорит он.
То, что сейчас происходит в Кыргызстане очень напоминает ситуацию с самим Жапаровым, считает Давлатов, «его арест раскрутил его личность и в кыргызском обществе проводят параллели его ареста с нынешними, то есть вполне вероятно, что завтра кто-то из арестованных станет очередным президентом, а сам Жапаров будет свергнут в ходе очередной революции.
То есть с одной стороны – это хорошо, что есть свобода слова, волеизъявление, но с другой – каждый может на этом сыграть и довести до хаоса. Но это их урок, он их чему-то учит», — считает политолог.
«Митинги в Кыргызстане могут утратить свою эффективность»
Российский эксперт по Центральной Азии Григорий Михайлов считает, что когда власти в Кыргызстане начнут чувствовать себя уверенными и игнорировать митинги, то эти митинги, как механизм воздействия, станут неэффективными для своих организаторов, соответственно, их количество пойдет на спад.
«В каждой стране есть своя особенность. В Кыргызстане особенность в том, что люди легко выходят на акции протеста и это в определенной степени влияет на решение властей. Да, есть традиция силовой смены власти. Но с другой стороны, сейчас ситуация меняется и митинговая активность, которая была лет 10 назад, сейчас уже слабее.
Например, в определенные годы их количество достигало до двух тысяч в год, но это не значит, что 2000 раз менялась власть в стране. Чтобы власть сменилась, необходимо, чтобы против действующих властей выступили союзом несколько политических элитных групп из числа кланов, живущих в разных частях Кыргызстана, чтобы их частично поддержали силовики. Сейчас я такого не наблюдаю», — отмечает Михайлов.
При этом он не исключает, что весной в связи с Кампир-Абадским соглашением вновь возникнут митинги, на которые могут выйти от сотен до тысяч человек, но масштабы этих митингов будут зависить от заинтересованности крупных республиканских групп. А пока, если власти не допустят каких-то серьезных ошибок, эта тема не является для них острой.
«Развитие событий в Кыргызстане будет зависеть от того, насколько ситуацией захотят воспользоваться. Основной угрозой для кыргызских властей являются не митинги, а сложная ситуация в экономике, а также, например, переход конфликта с Таджикистаном в горячую фазу, то есть вариант военных столкновений», — заключил эксперт.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.