Кыргызстан внес дополнения в ряд законов, которые предусматривают упрощенный порядок получения оружия гражданским населением приграничных территорий и добровольную мобилизацию. Эксперты считают, что это признание государства в неспособности защитить свои границы, пишет CABAR.asia.
Последний конфликт на кыргызско-таджикской границе в сентябре 2022 года, который перерос в вооруженное столкновение, вновь поднял вопрос вооружения жителей приграничных районов Кыргызстана.
Спустя месяц после событий на границе, 20 октября, парламент страны сразу в трех чтениях принял поправки в ряд законов об обороноспособности республики.
Что касается последних изменений в законы, то согласно им, жители всех приграничных районов Кыргызстана смогут в упрощенном порядке получить разрешение на приобретение и ношение охотничьего оружия с нарезным стволом. Для этого им не нужен ни опыт обращения с ним, ни членство в охотничьих организациях.
Кроме того, в закон «О мобилизации» вводится новый термин – добровольческие отряды и предусматривается добровольная мобилизация. Это значит, что любой гражданин Кыргызстана старше 18 лет может добровольно встать на воинский учет и защищать родину.
Также расширяются полномочия президента по объявлению мобилизации. Теперь ему не нужно согласовывать это с парламентом, решение он может принимать единолично и для этого уже не обязательно вводить военное положение. У главы государства также появляются полномочия по руководству мобилизацией.
Еще из нововведений – во время мобилизации личный транспорт и имущество жители должны по требованию предоставить военным. Раньше это было возможно только в случае введения военного положения.
Кроме того, новые поправки убирают ряд требований для получения статуса пограничного уполномоченного, в том числе о несудимости и наличии опыта военной службы, и расширяют их права.
Кто такие пограничные уполномоченные?
Впервые закон, позволяющий привлекать гражданское население к охране границ во время чрезвычайных ситуаций был принят при президенте Алмазбеке Атамбаеве – 3 марта 2015 года. Тогда появился термин «пограничные уполномоченные» – это граждане Кыргызстана, которые живут или работают в приграничных районах и имеют опыт военной службы.
В первоначальной редакции они могли лишь оказать посильную помощь и проинформировать пограничников. Затем в сентябре 2021 года в закон внесли дополнения, согласно которым, кыргызстанцы с таким статусом должны дважды в год проходить военную подготовку и имеют право владеть огнестрельным оружием.
Но хранить его они могут только в военных частях и при необходимости брать оттуда.
Новые изменения в закон «О пограничных уполномоченных» убирают ряд требований, которые предъявляются к тем, кто желает получить такой статус. Раньше, чтобы стать пограничным уполномоченным, необходимо было иметь опыт военной службы, справку о несудимости, а также проживать или работать в приграничных регионах.
Теперь достаточно лишь иметь кыргызский паспорт, предоставить справку об отсутствии психических расстройств и пройти 14-дневную учение-тренировку.
Согласно справке-обоснованию к законопроекту, такие поправки необходимы, чтобы «патриотически настроенные граждане» имели возможность принять участие в защите целостности границ Кыргызстана.
Однако политолог и эксперт по безопасности Чинара Эсенгул отмечает, что упрощение доступа к оружию для непрофессиональной категории людей может привести к плачевным последствиям.
«Не совсем достаточно несколько недель обучения для того, чтобы научить людей обращаться с оружием и при этом использовать его. И как гарантировать культуру того, что человек будет использовать его правильно и только в нужных случаях?» — задается она вопросом.
По ее мнению, необходимо повышать культуру гражданской обороны, а не вооружать население.
«Конечно, они оправдывают это тем, что (…) у населения должна быть определённая подготовка, что называется гражданская оборона. В советское время это было. Но это никак не означает, что надо вооружать население. Но нужно было бы работать над культурой гражданской обороны – куда ходить, когда не ходить, когда сигнал идет сирены, что делать?» — добавляет Эсенгул.
По мнению конфликтолога из Баткена Хаитали Айкынова, привлечение местных жителей к защите границ может быть эффективной мерой – их можно оперативно собрать и они хорошо знают местность.
«Если выдадут оружие населению, то они могли бы себя защитить пока не придут военные силы. Но не каждому. Необходимо взять на учет пригодных службе, обучить их, подготовить. Они должны быть проинструктированы, что делать в первый час после инцидента, во второй час.
И только прошедшим весь этап подготовки можно давать оружие. У них должна быть своя дружина. Цель – самооборона», — считает он.
Защитить себя и родных?
Гражданский активист и миростроитель из Баткенского района Баткенской области Анвар Асанбаев был свидетелем сентябрьских столкновений с Таджикистаном. По его словам, в дни событий он хотел, чтобы у него на руках было оружие, чтобы защитить себя и родных. И такие мысли посещали не только его.
Тогда оружие мне нужно было не для того, чтобы ответить достойно солдатам противной стороны, а для того, чтобы защитить свой дом и улицу от мародеров. Однако сейчас, вспоминая те дни, я задумываюсь, как бы все обернулось будь у меня оружие?
По его словам, есть опасения, что выдача оружия простым жителям, может привести к еще более трагическим последствиям.
«Как человек, переживший не один конфликт, уверенно могу сказать, что выдача оружия приграничному населению обострит обстановку и могут быть плачевные последствия», – добавляет активист.
По данным издания «Политклиника» со ссылкой на Погранслужбу Кыргызстана, c 2010 года в стране было зарегистрировано 363 приграничных конфликта со всеми соседями – Таджикистаном, Узбекистаном, Китаем и Казахстаном.
Количество таких инцидентов снижается – в среднем почти в четыре раза. Но при этом они становятся кровопролитнее, а число жертв растет. Только во время последнего конфликта между Таджикистаном и Кыргызстаном с 14 по 17 сентября 2022 года с обеих сторон погибли более 100 человек – как военнослужащие, так и простые граждане.
Фиаско государства
Тем временем, помимо уже принятого парламентом пакета поправок, депутат Улан Бакасов разработал также дополнение в закон «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии».
Сейчас такой статус имеют отдельные местности Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей. Парламентарий предлагает разрешить жителям этих районов старше 20 лет хранить и носить оружие, а также применять его для защиты жизни, здоровья и собственности.
Предусматривается, что лица получающие разрешение на применение оружия должны пройти обучение и соответствующую проверку знаний правил безопасного обращения с оружием.
Документ прошел стадию общественных обсуждений, но пока не поступил на рассмотрение парламента.
В Таджикистане подобные меры со стороны Кыргызстана вызывают опасения.
Каких-либо официальных заявлению по поводу вооружения кыргызстанцев в приграничных регионах пока не было. Однако в отдельных изданиях появляются публикации, в которых говорится о «нежелании и незаинтересованности» части кыргызских политиков в мирном разрешении вопросов в связи с принятыми и готовящимися поправками. А правительственная газета «Джумхурият» пишет, что «эта инициатива может привести к новым конфликтам и новому кровопролитию».
Эксперт по безопасности Чинара Эсенгул отмечает, что, вероятнее всего, Таджикистан уже сделал выводы для себя.
«Я думаю, реакция уже есть и уже какие-то меры принимаются. Только в силу того, что эта страна всегда была более закрыта, она не особо афиширует, и всё, что выходит в общественное информационное пространство контролируется режимом. Поэтому, я думаю, мы так и не узнаем, какие они сделали выводы, но мы это узнаем когда конфликт случится», — говорит эксперт.
Она добавляет, что решение властей Кыргызстана об упрощении доступа населению пограничных регионов к оружию показывает неспособность государства защитить свои границы:
По идее, если бы все службы работали, то хоть какой-то минимум информации, подготовки населения должен был быть уже. Но теперь они говорят: «Ребята, вот вооружайтесь. Вы можете взять оружие и сами защищать себя». Для меня это полное фиаско управления в сфере военной и оборонной. Просто неспособность государства и поэтому перекладывание ответственности на граждан.
По ее словам, властям страны нужно в первую очередь думать о повышении обороноспособности государства. В условиях межгосударственных конфликтов, когда в ход идут минометы и тяжелое вооружение, охотничьи ружья не сыграют никакой роли.
«Для меня это заигрывание с населением, типа, ладно, хотите вы оружие – вот, мы вам даем возможность. Но при этом это никак реально не повышается наша обороноспособность, понимаете? Вот такие вопросы, мне кажется, надо открыто говорить. К сожалению, всё это очень и очень плохие вести», — говорит Эсенгул.