Свой первый эскиз он рисовал при свечах, грея ноги у сандали в родном Худжанде. Позже его наставником стал известный российский архитектор. Сегодня Шукрулло Мирвайдуллаев живет в США и проектирует офисные здания и частные резиденции. Его мечта – помочь пострадавшим жителям таджикско-кыргызского приграничья, но пока на родине его не слышат.
«Когда отец рассказал мне, что в Худжанде очень много беженцев из приграничных районов, нуждающихся в крове, еде и одежде, мне стало очень больно. Потом я увидел в Facebook страшные фотографии с места конфликта. Уже через три дня мы с другом разработали благотворительный архитектурный проект жилого дома для жителей пострадавших районов.
Нашей главной целью было удешевить строительство и возродить народную архитектуру», — рассказывает Шукрулло.
Проект и концепцию жилого дома молодой архитектор выложил в открытом доступе в соцсетях, но его письмо о сотрудничестве к представителям власти так и осталось без ответа.
Домашнее задание, изменившее жизнь
33-летний Шукрулло Мирвайдуллоев третий год живет в столице США – Вашингтоне. Уехал он туда за пару месяцев до разгара пандемии коронавируса. После того, как страна начала постепенно выходить из локдауна, резюме молодого парня заинтересовались в одной крупной архитектурной компании.
Сегодня молодой таджикский архитектор работает сразу над несколькими проектами в разных штатах, начиная от частных резиденций и заканчивая социальными объектами. Кроме этого, вместе с другом они основали собственную компанию, предлагая проекты по всему миру.
А все началось с детства, когда маленький Шукрулло с интересом наблюдал за работой своего отца-художника. После школы он посещал художественную школу, а окончив 9 класс по совету отца поступил в художественный колледж.
«Тогда, честно признаться, я не знал, чем хочу заниматься по жизни. И даже учась в колледже, я не мог определиться с будущей профессией, — вспоминает Шукрулло. — Все изменилось на третьем курсе, когда нам дали задание создать проект входной зоны колледжа. За весь семестр я создал около 100 эскизов. В то время были ограничения электроэнергии: я рисовал при свечах, грея ноги у сандали. Мои макеты оценили высоко, но, к сожалению, объект так и не построили».
Именно это задание и предопределило будущую профессию молодого художника.
Стажировка у именитого мастера
Учебу Шукрулло продолжил в Худжандском госуниверситете, но не закончив первый курс, уехал учиться в Новосибирскую архитектурно-художественную академию, куда не смог поступить с первого раза. Парень не отчаялся: усиленно готовился и на следующий год был успешно зачислен.
«Во время обучения я два раза проходил стажировку в архитектурной мастерской легендарного Тотана Кузембаева – блестящего мастера современной деревянной архитектуры. Именно он обучил меня всем тонкостям этого прекрасного традиционного вида зодчества. С моим наставником у меня по сей день сохранились теплые отношения, я благодарен ему за ценные советы не только в профессии, но и в жизни», — говорит Шукрулло.
В 2017 году молодой архитектор оттачивал свои знания в Нидерландах – в университете Эразма в Роттердаме — одном из самых престижных научно-исследовательских университетов Европы и мира. Туда он попал, пройдя отбор и получив грант на краткосрочное обучение по исследованию взаимосвязей жилищного строительства и городского развития.
«Для архитектора очень важно при проектировании зданий суметь сохранить наследие города и его историческую ценность, — объясняет Шукрулло. — Необходимо тщательно анализировать, как та или иная территория развивалась за последние 50-100 лет и с учетом этого предлагать стратегию ее развития в контексте города. Пригодились ли все эти знания мне в Америке? Безусловно, да».
От бюджетных проектов до миллионных
Шукрулло признается, что с иностранным дипломом найти работу в США сложнее, чем с американским, но все возможно, если не пасовать перед трудностями, работать надо собой и верить в собственные силы.
Сегодня, работая в крупной американской архитектурной компании, в копилке у молодого архитектора немало собственных проектов. На данный момент он разрабатывает офисные помещения для университета и церкви в штате Вирджиния, проектирует в этом же штате частную резиденцию для состоятельной семьи, а в столице штатов – дом для пенсионеров. По двум проектам этой весной уже начнется строительство.
Кроме этого, в мае этого года Шукрулло вместе со своим другом основали собственное архитектурное бюро – World Virgin Aeon Architectur (WVAA).
«На самом деле компания была создана еще в 2017 году – мы работали по Таджикистану и России, а переехав в США, решили продолжить эту деятельность уже с обновленным брендом, — говорит Шукрулло. — Каждый день после основной работы мы с другом занимаемся развитием нашей компании и разработкой собственных проектов».
По словам Шукрулло, открыть компанию в США достаточно просто – это можно сделать за несколько часов, нет никаких бюрократических барьеров. Важно другое – насколько перспективна и уникальна твоя бизнес-идея.
«Наши клиенты – как люди среднего достатка, так и весьма состоятельные, чьи проектные предложения могут доходить до миллиона долларов, — признается парень. — Главное в нашей работе – это деликатная интервенция в природный ландшафт и к существующей застройке города. Мы проектируем объекты в Таджикистане, России и США. Совсем недавно приняли участие в международном конкурсе в Италии и надеемся охватить и Европу. Стараемся, чтобы наши проекты увидели жизнь, а не остались лишь на бумаге».
Долг родине
Сентябрьские события этого года, произошедшие на таджикско-кыргызском приграничье, не оставили равнодушными, пожалуй, ни одного таджикистанца.
Узнав о том, что десятки людей остались без крыши над головой, Шукрулло вместе с другом разработали концепцию и проект жилого дома для жителей приграничья. Уникальность и преимущество данной разработки в том, что дома можно построить недорого, но качественно и красиво.
«Дом можно построить из обычного сырца и местных доступных материалов, а отделку фасадов произвести обычной традиционной штукатуркой, которая в народе называется «кахлов», — говорит Шукрулло. — Дома с фасадом из такой штукатурки можно увидеть в исторической части Худжанда и Бухары. От обстрелов и взрывов, конечно, эти дома не застрахованы. Но мы хотели бы не только удешевить строительство домов, но и возродить и переосмыслить народную архитектуру».
Своим благотворительным проектом архитекторы поделились на страничке своей компании в Facebook, где каждый может его скачать и использовать. Кроме этого, Шукрулло обратился с письмом к таджикским чиновникам с просьбой обратить внимание на данную разработку, но не получил ответа.
«Я бы хотел донести информацию о нашем проекте до нужных людей в Таджикистане, ведь это не просто проект – это готовый инструмент, который поможет сделать пространство дома более интересным и качественным, — объясняет Шукрулло. — В рамках нашего благотворительного проекта мы также хотим разработать проект школы для сельских местностей Таджикистана. Для этого изучаем опыт Финляндии, Японии, Дании и Норвегии и планируем сотрудничать с международными организациями в Таджикистане».
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.