Душанбе. 9 декабря. «Азия-Плюс» — Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) Таджикистана, как по своей форме, так и по содержанию своего политико-правового и фактического статуса не соответствует понятию автономии, — заявил «АП» председатель Социал-демократической партии Таджикистана, правовед Рахматилло Зойиров.
«Те права и признаки автономии, которые эта область имела во времена Советского Союза, в том числе, в области законодательства и представительства в выборных органах, с приобретением республикой независимости, по существу, растеряла, — считает он. – А это не может не вести к сепаратизму и центробежным тенденциям среди представителей этого региона».
Правовед отметил, что любая автономия – это форма государственного образования, подчеркнув, что ГБАО сегодня не обладает ни одним признаком государственного образования.
«Нынешний статус ГБАО не дотягивает даже до статуса самостоятельной области просто административно-территориального характера, не говоря уже об автономной области», — уверен Р. Зойиров.
Статус этой области по действующей Конституции РТ – это шаг назад даже по сравнению с Конституцией СССР 1977 и Конституцией Таджикской СССР 1978 года.
«По Конституционному Закону РТ «О ГБАО» нет даже обозначения ГБАО как формы автономии, не говоря уже о национально-государственной автономии как полиэтнического социума, — сказал он. — Не существует также четких критериев автономности ГБАО в отличие от административной области. Кроме этого, у этой области нет атрибутов присущих автономии, например Устава, характерного для автономной области, принимаемого на основе референдума ее населения. Не существует также своего законодательства с правом принятия своих законов, права формирования своих высших органов государства, символики, определенной бюджетно-налоговой самостоятельности».
Более того, подчеркнул правовед, законодательно не установлены процедуры и формы реализации права ГБАО, как субъекта законодательной инициативы.
«Иными словами, не установлены процедуры и формы осуществления внешней политики (внешние экономические, научно-технические, социальные, культурные и иные отношения), а также особенности представительства в парламенте страны, — отметил Р. Зойиров. — Это только часть проблем в законодательном плане, которые требуют соответствующего реагирования и внесения в Конституцию и законодательство страны».