spot_img
spot_imgspot_imgspot_imgspot_img

20 лет независимости: наши достижения, наши проблемы


Накануне юбилея независимости мы попытались оценить наши успехи и наши просчеты в некоторых сферах. Этот обзор мы подготовили на основании мнений экспертов и собственных наблюдений.

ПРЕЖДЕ всего, скажем честно: Таджикистан, как и другие страны Центральной Азии, за свою независимость особо не боролся – видимо, ему было вполне комфортно в составе Союза. По крайней мере, на референдуме о судьбе СССР в марте 91-го почти 95% таджикских граждан проголосовали за сохранение Страны Советов. За независимость тогда ратовали только оппозиционеры, а большинство депутатов таджикского парламента дружно возмущались и пытались закрыть им рот. Но через пять месяцев в Беловежской Пуще собрались лидеры трех славянских государств – России, Украины и Беларуси — и решили, что Союз нам больше не нужен. Нашей общей страны не стало. Так Таджикистан неожиданно стал независимым.

С тех пор прошло 20 лет. Что мы имеем?



Внутренняя политика

ОБРЕТЕНИЕ Таджикистаном государственной независимости резко обострило борьбу за власть между региональными элитами страны. Эта борьба очень скоро переросла в гражданскую войну, которая унесла десятки тысяч жизней. Как отмечает таджикский политолог Рашид Гани Абдулло, война могла привести Таджикистан к полному исчезновению как государства. К счастью, противоборствующим сторонам при посредничестве ООН и стран-наблюдателей удалось договориться и подписать мирное соглашение. 

Достижение мира

 в стране можно считать самым большим нашим достижением. В дальнейшем, по мнению политолога, Таджикистан смог выстроить постсоветскую,

национальную государственность

, создать основу национальной экономики.

В целом, по мнению политолога, сегодня мы имеем государственные структуры, которые более или менее эффективно работают, хотя в меньшей степени это касается структур 

экономического блока

. Мы имеем достаточно стабильную политическую ситуацию, развитые СМИ, которые на сегодняшний день фактически выполняют 

функции политических партий

, считает политолог. Сами партии, по его мнению, сегодня неэффективны и не умеют вести работу с массами. «Сегодня наши СМИ выражают интересы населения, ставят вопросы, способствуют решению тех или иных проблем в разных сферах», — считает Р. Г. Абдулло.

Председатель Ассоциации политологов Абдугани Мамадазимов считает, что у нас до сих пор имеются большие проблемы во внутренней политике. По его мнению, существует три зла, которые не позволяют укрепить внутренние связи в обществе: 

коррупция, местничество и некомпетентность

. «Плюсы таджикской политики заключаются в том, что все наше чиновничество выступает одним единым фронтом, а минусы – что у этого фронта остро не хватает компетенции, неподкупности и общенациональных ценностей».

Международная кризисная группа (ICG) — неправительственная экспертная организация, располагающаяся в Брюсселе, более критично оценивает внутреннюю ситуацию в Таджикистане. Так, в ее отчете, который был опубликован в начале года, говорится, что Таджикистан всё чаще сталкивается с внутренними и внешними угрозами собственной безопасности. ICG  обращает внимание на ситуацию с вероисповеданием и борьбу с ростом исламизации в стране. В докладе говорится, что если власти Таджикистана не ослабят давление на умеренных мусульман и не добьются успехов в борьбе с коррупцией, то ситуация в стране может выйти из-под контроля.



Внешняя политика

ЭКСПЕРТЫ положительно оценивают внешнюю политику Таджикистана – политику 

многовекторности

. По их мнению, стране удалось выстроить стабильные отношения с Россией, Китаем, США, Ираном и  Евросоюзом. Вместе с тем, политологи считают, что Таджикистану необходимо расширять круг своих партнеров.

Так, по мнению Р. Абдулло, несмотря на то, что Таджикистан выбрал политику многовекторности, он до сих пор ориентируется в основных вопросах только на эти державы.

— Мы не смогли преодолеть советский менталитет, который мешает нам выстраивать отношения с другими государствами, например со странами

Южного и Юго-западного направления

. Мы по инерции ориентируемся только на Север и в какой-то степени на Запад, хотя можем строить эффективные отношения, например, со странами 

Персидского залива

. Мешают этому необоснованные страхи и фобии, которые были заложены еще в советское время и от которых нужно избавляться, — считает политолог.

Таджикистан не смог сохранить сотрудничество с ближайшим соседом – Узбекистаном. Разрыв и ухудшение отношений с этой страной 

создает определенные проблемы

 для Таджикистана. Например, когда сосед периодически блокирует транзит грузов в нашу страну…



Экономика

ГРАЖДАНСКАЯ война нанесла экономике Таджикистана огромный ущерб — в упадок пришли практически все отрасли экономики. Экономический ущерб от войны оценивался в 

$7 млрд.

По словам экономиста Бахриддина Каримова, после достижения мира в стране был определенный подъем, в частности в макроэкономике, что стало основой для начала 

структурных реформ

. В частности, были начаты реструктуризация и приватизация предприятий, реформа аграрной системы, формирование дехканских хозяйств, разработка Стратегий развития и т.д. В итоге, по мнению эксперта, стране на 80% удалось выйти по показателям на уровень 90-го года. Всё это эксперты относят к достижениям, которые позволили добиться

относительно стабильной ситуации в макроэкономике

. Однако, по мнению Каримова, многочисленные реформы в экономике и «стратегии развития» разных отраслей носили половинчатый характер и так и 

не были доведены до конца

. В результате ситуация в экономике весьма сложная.

Так, из-за 

высокого налогового бремени

 в Таджикистане очень высокой – по некоторым оценкам до 60% — остается доля 

теневой экономики

. По-прежнему низка инвестиционная привлекательность страны. По данным Всемирного банка, за прошлый год уровень привлечения частных инвестиций составил всего 1,6% ВВП.

По мнению профессора Умарова, основой национальной экономики Таджикистана являются денежные переводы трудовых мигрантов. «Официальные данные по макроэкономике являются завышенными. На самом деле лишь денежные переводы мигрантов сегодня формируют национальную экономику», — говорит он.

По мнению экспертов, многие реформы остались нереализованными потому, что были навязаны международными донорскими организациями, такими как ВБ, МВФ и др., и не были адаптированы к условиям нашей страны. В частности, при их разработке не был учтен потенциал правительства и чиновников, частного сектора и гражданского общества. То есть они были далеки от реалий страны, поэтому, по мнению эксперта, эти донорские организации должны взять на себя долю ответственности за их провал.

Вторая часть ответственности лежит на государственных кадрах. Низкий кадровый потенциал госструктур и высокий уровень коррупции среди чиновников, по мнению экспертов, является одной из основных проблем экономики. Часто чиновники блокируют реформы, пытаясь сохранить непрозрачность системы и свои коррупционные схемы.

Показала свою неэффективность экономическая политика государства по восстановлению промышленности и аграрного сектора. По мнению независимых экономистов, нам нужно реально оценивать свои возможности и поднимать национальную экономику за счет туризма, малого и среднего бизнеса. Именно этим секторам нужно дать приоритет и создавать условия для их развития, в частности,

 создавать для них либеральные налоговые условия



Энергетика

ПРОБЛЕМА энергетики является одной из самых острых в независимом Таджикистане. Последние десять лет страна стремится к достижению энергетической независимости. За это время были пущены в строй ГЭС «Сангтуда-1», «Памир-1», создано 249 малых гидроэлектростанций, проведены ЛЭП «Юг-Север» в 500 кВ, ЛЭП «Лолазор–Хатлон» в 220 кВ, проведена модернизация Нурекской ГЭС. На подходе ГЭС «Сангтуда-2». До 2020 года в стране планируется запустить еще 190 малых гидроэлектростанций.

Несмотря на это, в 20-летие своей независимости наша страна входит с дефицитом в 2 млрд.кВт·ч, этот дефицит может быть покрыт с запуском двух агрегатов Рогунской ГЭС. Планировалось, что они будут введены в строй к 2014 году. Именно к этому сроку президент Э.Рахмон планировал добиться энергетической независимости страны. Однако противодействие строительству Рогуна со стороны некоторых государств региона может поставить под вопрос реалистичность этих планов.



Рабочие места. Образование. Здравоохранение

ПОСЛЕ распада Союза и кризиса в экономике в Таджикистане резко возрос дефицит рабочих мест. Безработица вызвала повальную трудовую миграцию. Число безработных, по некоторым данным, составляет уже 2 млн. человек, и подавляющее число из них едет искать счастья в Россию.

Сферы образования и здравоохранения в стране переживают острый кризис. По оценке ранее упомянутой Международной кризисной группы, после обретения независимости власти «приложили мало усилий для того, чтобы сохранить или улучшить инфраструктуру, а выделенные для этой цели средства были, в основном, «съедены» коррупцией». При такой ситуации «через пять-десять лет в классах не будет учителей, в больницах — врачей, а отсутствие электричества станет нормой», предупреждают эксперты ICG.

Тревожные тенденции подтверждаются и официальной статистикой. Министр образования Абдуджаббор Рахмонов в 2010 году признавался, что в школах страны 

не хватает 3132 учителей-предметников

. При этом выпускники педагогических вузов не хотят идти работать по специальности из-за низкой оплаты труда.

Аналогичная ситуация с кадрами и в системе здравоохранении. Об этом говорил в своем ежегодном послании в апреле 2011 года президент страны. По его словам, общее количество врачей в Таджикистане составляет 14 500 человек, при этом по требованиям принятых в стране норм 

не хватает около 10 тысяч врачей

. То есть дефицит специалистов составляет более 70 (!) процентов.



Пора делать выводы

ОЦЕНКА ситуации в нашей стране к 20-летию независимости позволяет сделать некоторые выводы:

  • Мы обрели независимость, но не смогли ею грамотно распорядиться. В результате началась бессмысленная гражданская война.
  • Через шесть лет крови и слез мы, наконец, осознали: надо кончать воевать, в противном случае мы рискуем просто исчезнуть с карты мира как государство. Осознание этого факта, возможно, можно считать главным уроком за годы независимости.
  • Мы смогли добиться прогресса в послевоенном восстановлении экономики, но на этом и остановились. Нам остро необходима политическая воля руководства страны, чтобы преодолеть противодействие коррумпированных чиновников и обеспечить продолжение реальных экономических реформ. Единственная сила, которая может потянуть нашу экономику вперед – это частный сектор, сам народ. Это должны понять в правительстве и создать благоприятные условия для его развития.
  • Мы не сможем двинуться вперед, если в нашем правительстве не произойдут качественные изменения. В него должны прийти новые, молодые кадры. И они уже есть – на вторых ролях в госструктурах, в международных и коммерческих организациях. Но чтобы их привлечь, необходимо пересмотреть систему оплаты труда госслужащих.
  • После окончания войны политическому руководству страны хватило мужества пойти на политические реформы – создать многопартийный парламент, независимые СМИ, третий сектор. Сегодня надо идти дальше. Каждый в нашем обществе и, прежде всего, само правительство должно осознать, что самостоятельный парламент, оппозиционные партии и свободные СМИ – это не «враги народа», а обязательные институты любого здорового общества. Если их нет, исполнительная власть остается без контроля и допускает ошибки, которые потом оборачиваются нестабильностью, экстремизмом и «революциями».
  • Сфера образования и здравоохранения – это будущее нашей нации. Если сохранится нынешняя ситуация, эта нация скоро будет больной и неграмотной.
  • Коррупция за последние 5-7 лет превратилась в одну из главных угроз национальной безопасности Таджикистана. Осознания этого факта пока нет ни в правительстве, ни в структурах, ответственных за безопасность страны.

…Возможно, эти выводы покажутся кому-то слишком субъективными или излишне пессимистичными. Мы и не претендуем на истину в последней инстанции, но убеждены, что сегодня таджикскому обществу – и самой правящей элите! — необходима общественная дискуссия на эти темы. Надо публично обсуждать существующие проблемы и пути их решения.

Мы приглашаем к такой дискуссии все заинтересованные стороны – представителей власти, донорских организаций, независимых экспертов, всех наших читателей.


Умед БАБАХАНОВ

Переводы:

Похожие материалы

spot_imgspot_img

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Новости компаний

Новости компаний

Новости компаний

В Душанбе открыли новый офис Dushanbe City Bank

Для удобства своих посетителей Dushanbe City Bank открыл новый офис...

В России открылся филиал пункта приёма «Почтаи Аср»

Несмотря на то, что почтово-курьерская служба «Почтаи Аср» появилась...

«Formula55» стала титульным спонсором футбольного клуба «Хосилот»

Первая национальная букмекерская компания "Formula55" стала титульным спонсором футбольного...
spot_imgspot_img

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Как Манижа стала первой таджикистанкой в глобальной образовательной программе Dubai Business Associates

Манижа Раджабова стала первой гражданкой Таджикистана, которая попала в одну...

В горах Таджикистана по неосторожности погибли двое мужчин – КЧС

В горных районах Таджикистана за прошедшие сутки зафиксированы два...

Страна, которая живет в будущем уже сегодня. Как Китай внедряет технологии в повседневную жизнь

То, что для многих стран мира сегодня прорывная технология,...

Из России выдворят 20 тысяч нелегальных мигрантов

Около 20 тысяч иностранных граждан будут выдворены из России...