Сегодня открылась очередная Ярмарка ремесленников Таджикистана в Исмаилитском центре Душанбе. На ней были представлены на продажу изделия таджикских ремесленников со всех регионов Таджикистана.
Ремесленничество считается одним из способов промышленности страны и имеет немалую доходность. «АП» пообщалась с ремесленниками и узнала, какие у них доходы и об их проблемах.
Усто Махмадсаид Зиёев мастер по созданию национальных музыкальных инструментов говорит, что занимается этим делом уже 20 лет. По его словам, музыкальные инструменты, которые он создает, также производятся в Узбекистане, Азербайджане, Афганистане. Он жалучется на низкое число покупателей. «Вот если на один дутар я расходую 400 сомони, доход от этого максимум составляет 100 сомон. И надо иметь ввиду, что создание дутара требует много труда – чтобы сделать один дутар, надо работать несколько недель. Иногда нам остается 50, 30 сомони от одного дутара», – делится секретами Зиёев.
Гафуров Эргашбой из Истаравшана — гончар и делает «ачобак», это мифические существа из глины, и свистки. Научил его мастерству его дед, а двое его сыновей уже точно решили, что пойдут по стопам отца. «У меня четверо детей и двое из них хотят продолжать эту работу. Мои изделия обычно покупают туристы. Насчет дохода – не жалуюсь, хватает, чтобы прокормить семью», — не стал откровенничать гончар.
На выставке были представлены работы малых предприятий, производящих различные дамские всякие аксессуары, и ювелирные работы. Одним из таких малых предприятии является «Jahonnek» — производитель кожаных сумок. Это предприятие семь лет назад организовал в РТ Джен ван Ренсбург. Эти сумки производятся из кожи яков, коров и овец. По словам Ренсбурга, прибыль с каждой сумки составляет 25-30 сомони. «На все мои товары я ставлю только 30 сомони прибыли, хотя мои сумки недешевые, потому что я плачу работникам, аренду, сырьё покупаю, и плюс ко всему этому есть налог. Вот поэтому от этого много мне не остаётся», — рассказал Джен.
Бобоев Махмуд с детства изготавливает статуи из глины и таджикский самоцветов. Он также работает учителем в Республиканском художественном колледже имени М. Олимова. Он выразил недовольство тем, что бизнесмены, не используют местную продукцию, и заваливают рынки товарами из Китая и других стран. «Жаль, что наши бизнесмены гончарную продукцию привозят из других стран. Потому что, к примеру, в Китае она дешевле. У нас, от того, что налоги высокие, мы не можем продавать дешево, и поэтому гончары не могут расширять свою деятельность. Как мы можем создавать предприятие или фирму, когда для этого придеться платить 7 видов налога?», – говорит Бобоев.
Ахмедова Мухиба представитель предприятия «Исфара-Фарфор» привезла в столицу на ярмарку вазы и тарелки из глины. Она 22 года назад пришла работать на «Исфара-Фарфор», когда там работали больше чем 50 человек. В те годы это предприятие масштабно производил хозяйственные принадлежности, но после того, как газ отключили в Исфаре, производительность упала. Сегодня на этом предприятии работают только 6 человек и производят гончарные изделия с помощью электричества.
Шахноза Камалова делает из бумаги удивительные вещи. Она плетёт подносы, ведра, корзины для белья, для кухни из газеты. Она сначала из бумаги делает трубочку, плетет, покрывает ее клеем, и уже сверху наносит лак. Благодаря этому изделия у нее прочные и водостойкие.
«Я уже два года занимаюсь этим делом. Доходность неплохая и мы хотим масштабно производить нашу продукцию», — поделилась планами Шахноза.
Напомним, я
рмарка продолжит свою работу и в воскресенье.