Сегодня исполнилось бы 80 лет великому актеру театра и кино Таджикистана Ато Мухамеджанову.
Сентябрь для него был счастливым месяцем. Он родился 2 сентября 1940 года, а 7 сентября – у него родился младший сын, Мирзо. И этот же месяц стал для него роковым. 9 сентября 2002 года его не стало.
«Может быть, он был бы жив»
В тот злополучный сентябрь российские коллеги просили Ато Мухаммеджанова приехать на фестиваль «Киношок». Но у него были свои планы: он готовился играть Великого Кира на праздновании 2500-летия Истаравшана. И вдруг пришла трагическая весть о смерти Ато Мухамеджанова.
Все были просто в шоке, это был удар для всего кинематографа, ведь Мухамеджанов был актером не только таджикского кино.
Тандем: трагики – комики
В далеком 60-м году прошлого века Ато Мухамеджанов получил свою путевку в «большое кино» на «Таджикфильме». Его роли в фильмах «Смерть ростовщика», «Третья дочь», «Юности первое утро», «Семейные дела Гаюровых», «Семейные тайны», «Говорящий родник», «Хромой дервиш», «Благословенная Бухара», «Пришелец» и другие, в общем 33 картины, снятые только на этой киностудии, запомнились и полюбились ценителям кинематографа.
«Впервые мы столкнулись с Ато в начале 70-х по работе, когда я был главным редактором дубляжа на «Таджикфильме», и из 42-х картин, которые мы ежегодно дублировали, не было фильма, где бы мы не использовали его голос, — рассказывал друг Мухамеджанова — главный редактор киностудии «Таджикфильм» Джамшед Рахматов. — Прекрасный положенный голос, хорошая дикция. Обычно он дублировал маститых зарубежных и советских актеров. Кстати, когда дублировали общеизвестную советскую комедию «Старики-разбойники» с Никулиным и Евстигнеевым в главных ролях, то первого озвучивал Махмуджон Вахидов, а второго – Ато Мухамеджанов. Двое совершенно драматических актера, блестяще сыграли комические роли! В процессе «озвучки» от сыгранного, они и сами кайфовали».
Единственный недостаток
Он все время себя переделывал, ломал. Взять хотя бы роль отца Сафара в фильме «Лунный папа» Бахтиёра Худойназарова. Это образ человека из ниоткуда, непонятно дервиш он или философ.
«Здесь он был совершенно другим, — рассказывал режиссер М. Мансурходжаев, — Не тот Ато, которого мы привыкли видеть в сыгранных картинах. Это он сделал фильм, роль отца стала в картине центральной, благодаря мастерству Мухамеджанова».
Кстати, вспоминая о съемках этого фильма, некоторые актеры рассказывали, что Мухамеджанов очень переживал из-за того, как отнеслись к таджикским актерам продюсеры фильма. Оказывается, Чулпан Хаматовой и немецкому киноактеру Морицу Блябтройту на время съемок предоставили роскошные апартаменты, провизию, а потом и баснословный гонорар, а наши соотечественники по сравнению с ними, получили за свои роли копейки.
Но Мухамеджанов давно привык к такой несправедливости. Он привык получать «пощечины» от недругов, которые его окружали и всю жизнь упрекали в единственном недостатке: у него не было… высшего образования. Об этом ходило много разговоров. Говорят, до последних лет жизни он страдал из-за этого.
По рассказу супруги Мухамеджанова – Савриниссо Саидовой, «такое отношение людей к его природному таланту, где степень профессионализма измерялась всего лишь несчастной бумажкой, очень расстраивала Ато, но он старался не придавать этому значения». Однажды бывший министр культуры Бобохон Махмадов предложил ее мужу открыть свой мастер-класс в драмтеатре им. Лохути — для этого Мухамеджанову вместе с актером Лутфулло Давлатовым предлагали набрать в отдаленных районах Хатлона талантливых ребят.
«Он радовался как ребенок, строил планы, как будет обучать ребят профессиональному опыту, полученному в театре, — рассказывала Савриниссо-апа, — но кое-кто из чиновников отговорил министра от такого шага, а «доброжелатели» сразу же известили о разговоре моего мужа. Идея так и не стала реальностью. Однажды он пришел домой угрюмый, ничего не сказав, прошел в гостиную. Я таким его никогда не видела: он сел на диван и заплакал…».
Артисты – не помидоры
«В театре у Ато-аки было прозвище – Кори — так называют тех, кто знает наизусть Коран, — рассказывал ветеран драмтеатра им. Лохути, актер Исо Абдурашидов. — так Ато Мухамеджанов был «Кори» искусства. Это утверждали и известные мастера сцены».
По его словам, хотя устод Ато Мухамеджанов и не закончил профессиональную школу искусства, он был мастером своего дела. «Сегодня, пожалуй, некого с ним сравнить», — говорил он.
Действительно, его блестящие роли на сцене драмтеатра им. Лохути, которую Мухамеджанов не променял на другую и работал в этом театре до конца своих дней, надолго запомнились настоящим ценителям театрального искусства. Его Бенволио в «Короле Лире», Мадж в «Рудаки», Сухраб в «Рустам и Сухрабе», Махсуд в «Опаленных сердцах», Ахмади Дониш в «Алломаи Адхам», король Клавдий в «Гамлете» и много других ролей стали шедеврами таджикского драматического искусства.
Попробовал Ато Мухамеджанов себя и как режиссер — его постановки «Афсонахои муйсафед» (Н. Абдулло) и «Хатро ман навишта будам» (Ф. Ансори) наверное, навсегда останутся в репертуаре театра.
«В пьесе Сафармухаммада Аюби «Драма нации», где Мухамеджанов блестяще сыграл Бободжона Гафурова, — говорил И. Абдурашидов, — мой герой – Сталин говорит фразу, которая относится к таким как наш «Кори»: «Люди искусства – это не помидоры, чтобы созревали в теплицах. Их невозможно выращивать, а надо искать как самородки и беречь».
Самородок
Ато Мухамеджанов родился в Душанбе. Рано оставшись без отца, он вместе с матерью и старшим братом Асо перенес все тяготы жизни. В 1948 году Ато пошел в первый класс средней школы № 10 им. Айни. Именно в школьные годы у мальчика появился интерес к искусству и он стал посещать детский кружок Дворца пионеров столицы. Но в 1957 году Асо попадает в автомобильную аварию, и семья лишается своего кормильца, так как он надолго прикован к постели. Поэтому молодой Ато приходит к руководителю театра им. Лохути Мухаммаджону Касымову и просит его предоставить любую работу. Через три дня Касымов собрав худсовет театра, экзаменовали молодого Ато и приняли его в театр в качестве актера.
Вот так Ато, не успевший даже окончить среднюю школу и получить аттестат, становится вначале статистом в массовках, а затем актером вторых и первых ролей в спектаклях. Так раз и навсегда определилась актерская судьба Ато Мухамеджанова.
В 1959 году он в числе молодых ребят из студии актера хотел поступать в Ташкентский театральный институт, но Мухамеджанова при наличии характеристик и ходатайства за неимением аттестата не принял тамошний ректор Абдуллаев.
Ато умолял его, обещал учиться в вечерней школе и работать, но ректор приказал убираться. Ато не вытерпел, швырнул стул в сторону ректора и ушел. Он вернулся в Душанбе и очень переживал о случившемся. Тогда мастера сцены театра Мухаммаджон Касымов, Ходжикул Рахматуллаев и Ефим Исаевич Миттельман всячески поддержали молодого человека, морально и материально.
В 1961 году, когда молодой и уже известный актер Ато Мухамеджанов был на гастролях в Ташкенте, тот ректор — Абдуллаев выйдя на сцену с цветами, предложил Ато принять его с третьего курса в Ташкентский театральный, но тот отказался.
Жизнь еще несколько раз столкнет Ато с Абдуллаевым, который позже стал министром культуры Узбекистана, а затем и Председателем Союза кинематографистов узбекской республики. Когда за роль амира Саманидов — Нуха бин Мансура в фильме узбекского режиссера Ильёра Эшмухаммедова «Юность гения» в 1984 году Мухамеджанов был удостоен Государственной премии СССР, тот же Абдуллаев устроил в его честь у себя дома банкет и прилюдно попросил прощения за то, что в свое время помешал Ато получить профессиональный диплом.
Так, старые враги стали близкими друзьями. На протяжении всей актерской карьеры, Мухамеджанова много раз приглашали жить и работать в Ташкент, но он не соглашался. Он любил свою родину, свой народ и родной театр, который был для него смыслом жизни.
… Перед своей поездкой в Истаравшан, по воспоминаниям домашних, Ато Самуидинович сам сделал покупки, вечером приготовил свое коронное блюдо – жаркое.
«Он умел готовить все — был хорошим гурманом, — рассказывала его жена. — Но в тот вечер был чем-то расстроен. Даже когда утром попрощался, снова вернулся, посмотреть на нас. Мы и не подозревали, что это был его прощальный взгляд».
Ночь перед празднеством
Он должен был сыграть царя Кира, проложившему путь к возведению города Истаравшана. Мухамеджанову предназначалось ехать верхом на лошади на театрализованном представлении, но 7 сентября во время тренировок, вдруг строптивая кобылица сбросила своего наездника. Хотя Мухамеджанов чувствовал себя плохо, он не обратился к врачам. Здесь и вина организаторов представления, которые за беготней, не обратили внимание на недомогание великого актера.
К вечеру ему стало хуже. А утром 9 сентября 2002 года актера не стало. Врачи констатировали смерть от гематомы в головном мозге. Но впереди был праздник, поэтому о трагедии не сообщили….
«10 сентября самолетом я лично привез его тело в Душанбе, — вспоминает Исо Абдурашидов, — 11 сентября в Театре оперы и балета им. Айни был проведен траурный митинг. По решению властей тело актера было похоронено на Лучобе, среди самых знаменитых людей Таджикистана».
Эпилог
Празднование его 60-летнего юбилея по разным причинам откладывали из месяца в месяц. Так по плану Минкультуры его должны были отмечать в октябре 2002 года. Хотя по ходатайству театра им. Лохути, Хукумат города Душанбе в сентябре 2001 года провел творческие вечера актера в четырех столичных районах. По словам Исо Абдурашидова, от хукумата одного из столичных районов, при жизни актеру была выделена однокомнатная квартира с полной обстановкой. А семья артиста утверждала, что слышит об этом впервые.
Конечно, народный артист Таджикистана, Лауреат Государственных премий СССР и им. Рудаки, обладатель Звезды Президента и множества других правительственных наград — Ато Мухамеджанов был достоин большего… Жаль, что при жизни и даже после смерти о великих людях, которые внесли огромный вклад в искусство Таджикистана, мы вспоминаем очень редко.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.