Кто такой Аслишо Акимбеков, в России знают многие. В Москве молодой, талантливый шоумен, артист, продюсер, свадебный организатор и ведущий обосновался после своего переезда из Таджикистана 10 лет назад.
Но покидая Родину, он даже не подозревал насколько тесно будет связана с ней его дальнейшая жизнь и работа. И конечно же речь не о национальных свадьбах и мероприятиях, а о гораздо больших культурных, а также социальных проектах, создаваемых для популяризации таджикского музыкального творчества и поддержки соотечественников.
Именно он организовал первый онлайн-концерт таджикских исполнителей «TojikOn», прошедший в прямом эфире, и собравший у экранов более 300 тысяч зрителей — таджиков по всему миру. Этот уникальный проект стал «глотком свежего воздуха» во время пандемии, и показал, какими могут быть концерты таджикской эстрады.
Театральное начало
Карьера Аслишо началась со сцены Молодежного театра.
«Творчеством я занялся случайно. Потому как поначалу интересовался только самолетами. Помню, в 4-5 классе мы делали отличные модели с крыльями, моторчиками. Но однажды ко мне подошел мой дядя, который на тот момент работал поваром в «Молодежном театре», и сказал: «Слушай, Аслишо, у нас в театре неплохо кормят, приходи к нам». И стоит отметить, что там было действительно интересно, а кормили нас очень вкусно, тогда театр спонсировала международная организация, так я и забросил самолеты», — улыбаясь, рассказывает Аслишо.
Возможно, именно театр определил будущий род деятельности совсем еще юного Аслишо.
«Постепенно я начал втягиваться в театральную жизнь, смотрел, как дети играют, как их учит тогдашний руководитель театра — Берди Мингбоев. Он, кстати, продолжает работать в этом театре и по сей день, несмотря на свой плотный график в театре и кино, продолжает учить детей актерскому мастерству.
Тогда я стал потихоньку показывать ему пародии. Меня очень привлекал этот жанр. А потом он предложил мне сыграть роль, ну я и сыграл, и так постепенно дошло до того, что через полгода я стал играть главные роли в театре, и мы с театральной группой даже побывали в Индии», — вспоминает Аслишо.
Некогда стеснительный паренек стал уверенным и пробивным юношей, который не боялся выступать перед огромным количеством людей.
«Так что с 6 класса я уже был достаточно популярной личностью. Спектакль, в котором я сыграл льва, показали по телевизору. Он был очень эмоциональным, помнится, я даже плакал. В нем рассказывалось о бесчеловечном отношении к животным», — вспоминает Аслишо.
А после театра было телевидение.
«Когда меня заметили на телевидении, я попал на телеканал «Шабакаи аввал» в программу «Ману дарьё» как участник. Мы с детьми обсуждали какие-то проблемы, а позже я стал ее ведущим. Параллельно был ведущим новостей на канале «Пойтахт», ныне «Душанбе».
Также были и другие телевизионные проекты. За уверенность перед телекамерой я, кстати, благодарен Комилджону Холову. Так меня стали узнавать на улицах и просить автографы. Вы же понимаете какой это успех для ребенка!», — говорит Аслишо.
Особое место в жизни занимает радио «Азия Плюс».
«Когда я пришел работать на радио, с него уже ушли: Грант Газарян и Шер, которыми восторгался весь Душанбе и, в том числе, я. Поэтому на мне лежала огромная ответственность, и я не мог позволить себе понизить планку вещания.
Кроме того, я был ведущим утреннего шоу, а значит, просыпаясь, люди первым делом слышали меня. Моей основной задачей было задать ритм и настроение всему городу и каждому слушателю — ответственная миссия. Думаю, что с радио мне было расставаться сложнее всего», — говорит Аслишо.
Переезд в Москву
«Со временем, меня все чаще посещало чувство, что здесь, в Таджикистане, я больше не развиваюсь, мне некуда стремиться. Талантливые люди в моей сфере были, но они, как правило, так и оставались «на подхвате», а не у руля.
Меня привлекала возможность экспериментировать, расширять границы творчества, которая была на российском, американском телевидении. У нас же все двигалось крошечными шажками, а некоторые идеи и вовсе воспринимались как инакомыслие», — говорит Аслишо.
Поэтому в 2010 году он начал задумываться о переезде либо в Россию, либо в США.
История переезда получилась почти как в сказке.
«Когда мой отец захотел переехать с Горного Бадахшана в Душанбе, дедушка его не отпускал, но с помощью дяди им удалось его уговорить, и тогда он сказал моему отцу: «Юсуф, если ты сейчас уедешь, то назад не вернешься, ты должен там обосноваться со своей семьей. Ты согласен?». Мой отец согласился, уехал и забрал меня.
Даже когда ему было трудно, он не мог вернуться, ведь это было условием. Когда в 2011 году, я подошел к своему отцу и сказал, что хочу уехать. Он мне рассказал эту историю и сказал, что назад дороги нет: «Ты согласен?», я сказал: «Да», и несмотря на трудности, которые были вначале, я уже 11-й год живу в Москве, в своей квартире, со своей семьей, успешно работаю. Вот такая сказка», — говорит Аслишо.
«У меня была звездная болезнь, но достаточно быстро и легко я ее перерос, поэтому, когда я переезжал в Москву, спокойно отнесся к тому, что начинать придется заново. Для меня узнаваемость, или как принято говорить, популярность — обычное дело. Главное, что все должны делать свое дело круто, будь то сантехник или ведущий», — отмечает молодой человек.
Имея большой эстрадный опыт и навыки, он смог быстро сориентироваться и найти заработок, совмещая его с учебой.
«До 2014 года я учился в Московском Госуниверситете культуры и искусств, параллельно принимал участие в различных проектах, организовывал свадьбы, концерты таджикских и российских артистов, а потом меня пригласили вести «Навруз», организованный Региональной общественной организацией «Нур». А после я и вовсе присоединился к ним в роли волонтера», — говорит Аслишо.
«Нур» — региональная организация, объединяющая в России всех выходцев из Бадахшана. Это сотрудничество принесло пользу, как самой организации, так и Аслишо. Он признается, что здесь он научился вести крупные проекты и освоил навык делегирования.
«В «Нур» я впервые встретился с председателем организации Алимамадом Боймамадовым, и мы сразу нашли общий язык. Он предложил мне должность председателя комитета по культуре и коммуникациям. Я с гордостью вспоминаю все крупные мероприятия, на уровне 9 тысяч человек с привлечением более 40 тыс. наших волонтеров, которые мы с нуровцами провели.
Не каждая диаспора на это способна, думаю кроме нас вообще никто. Мы провели концерт творческой семьи Назаровых, группы «Шамс» и других таджикских артистов. Все 4 года, что я проработал на этой должности, многому меня научили и без лишней скромности, стали золотым временем творческой жизни диаспоры», — говорит Аслишо.
«Станция Душанбинская»
По словам Аслишо, в его характере, как и у его отца, есть желание всех объединять. Он называет себя бриджменом, задача которого всех сплотить.
«Когда я только приехал в Россию, заметил, что наши соотечественники здесь держатся обособленно – хатлонцы с хатлонскими, согдийцы с согдийцами, памирцы с памирцами. Я подумал: почему мы не можем держаться вместе? Мы одна из самых маленьких стран мира, но у нас есть местничество. Да, в Таджикистане мы говорим: ты с Памира, ты с Худжанда, но, когда мы выезжаем за пределы, мы все — таджикистанцы!
Вспомните, раньше у нас жили корейцы, немцы, и они все себя считали таджикистанцами. Это было честью для них. Поэтому некоторые мои проекты призваны объединять, мы все — дети гор из Таджикистана, к чему разделяться?», — говорит Аслишо.
В 2019 году он выпускает новый проект — концерт под названием «Станция Душанбинская», на котором делится идеей о том, чтобы назвать одну из станций московского метрополитена – «Душанбинской», объясняя это так:
«Каждый, кто приезжает в Душанбе, считает его своим городом. Там же не говорят, раз ты приехал с севера, уезжай обратно. Это наш общий дом. Я решил привлечь внимание и попытался показать, что даже такие инициативы имеют место быть. И станция с таким названием может существовать, потому как Москва — это наша общая точка, которую мы все считаем еще одним домом.
Правительство Москвы, по словам Аслишо, идею поддержало. Правда пока в жизнь не претворило.
Желание искать какие-то общие точки соприкосновения, налаживать мосты дружбы, помогает Аслишо и в проведении свадеб.
«Я не считаю себя только таджикским культурным деятелем. Например, когда мне приходится вести узбекско-таджикскую, русско-таджикскую или же русско-украинскую свадьбы, я вначале изучаю культуру двух народов, нахожу общее. Людям стоит перестать делить у кого плов вкуснее, а у кого язык красивее — в этом и есть будущее», — говорит Аслишо.
О шовинизме
По словам Аслишо, в шовинизме виноваты всегда две стороны.
«Некоторые считают, что русские чуть ли не рождаются шовинистами, даже пишут статьи на эту тему с аргументами. Я же понял, что они достаточно справедливый народ. Если ты знаешь их культуру, язык и ведешь себя в рамках общепринятых законов, то проблем никаких быть не должно.
Вообще, наверное, всем отчасти присущ шовинизм, если лезть со своим уставом в чужой мир и демонстрировать бескультурье. Поэтому, когда жалуются, что в России нас не любят, я понимаю, что мы сами часто даем повод.
Создайте программу изучения русского языка, сделайте так, чтобы каждый мигрант знал русский язык, и в ближайшие 5 лет отношение к нам изменится в лучшую сторону», — говорит Аслишо.
«Я учусь не из книг, а у людей»
Говорят, что уроки, полученные на своих ошибках, запоминаются надолго, но Аслишо решил не рисковать.
«Я учусь на ошибках других людей. Все люди вокруг меня — это мои учителя. Я, возможно, раскрою свой большой секрет, за всю жизнь я прочел всего одну книгу. Я учусь не на книгах, а у людей, и они мне очень сильно помогают», — говорит Аслишо.
Шоумен благодарен трем людям.
«Далер Назаров, музыкальный продюсер — Табриз Шахиди и бывший посол Таджикистана в России — Имомуддин Сатторов — эти три человека мне очень помогают. Табриз имеет огромный опыт в нише, которую я хочу занять, и его консультации для меня на вес золота. Имомуддин Сатторов и Далер Назаров — мои добрые друзья и гуру, к которым я всегда могу обратиться, создавая свои проекты. Вообще я благодарен всем людям, которые появлялись и появляются в моей жизни, каждый из них привнес что-то новое в мой мир, мысли и поступки», — говорит Аслишо.
Но больше всего он благодарен своей жене, которая всегда его поддерживает, и родила ему троих детей.
«Мы познакомились спустя месяц после моего переезда в Москву через общую знакомую. Тогда я и не думал, что моей женой суждено стать русской девушке. У меня, как и у многих, сидела в голове установка жениться на «своей», но любви без разницы, что ты там себе напридумывал. Мои родители хорошо ее приняли. Они никогда не лишали меня свободы выбора, и поддерживали меня во всем, начиная с выбора карьеры, вплоть до женитьбы», — говорит Аслишо.
«Когда я ее увидел, у нее были прекрасные голубые глаза и белая, молочная кожа. Ее образ в тот момент, как будто совпадал с моим идеалом, и я понял, что влюбился, в первый раз в жизни. Мы оба не сильно верили, что что-то получится, ведь все кругом твердили, что нам будет сложно, ведь мы слишком разные.
А потом мы просто решили попробовать, перестали всех слушать и научились слушать и доверять только друг другу и с тех пор не расставались. Вот уж 11-й год мы вместе и у нас трое детей: Зара – 7 лет, Карим – 3 года и Далер, который родился 4 июля этого года», — поделился радостью Аслишо.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.