Отставка Ёдгора Файзова с должности главы ГБАО стала неожиданностью и вызвала широкий общественный резонанс, причем не только среди жителей области. Персона Файзова привлекала к себе внимание, в первую очередь, тем, что он не был системным человеком, а пришел из международной организации.
Главой области он был назначен в октябре 2018 года и происходило это на фоне тревожной ситуации в области. Президент страны Эмомали Рахмон в ходе своего рабочего визита тогда выразил свое недовольство ситуацией с преступностью в Хороге и жестко раскритиковал работу местных органов власти в лице тогдашнего главы области Шодихона Джамшеда. Для борьбы с преступными группами, президент велел использовать военные силы, если будет такая необходимость.
Жители области увидели в этом повторение широкомасштабной спецоперации 2012 года, в ходе которой были многочисленные жертвы. Но вместо военных в область был отправлен новый председатель — Ёдгор Файзов, который около 30 лет возглавлял Фонд Ага-Хана по развитию в Таджикистане.
Все не просто вздохнули, но и искренне радовались, так как это означало, что никаких операций в городе не будет. Сам Файзов потом это тоже подтвердит, отметив на одном из собраний, которое транслировалось по местному телеканалу, что «если бы власти хотели разрешения проблемы силовыми методами, то главой области назначили бы военного».
Доверием населения он заручился сразу, чем, кстати, редко кто из бывших председателей области может похвалиться. В первую очередь, это было связано с тем, откуда он пришел – репутация Фонда Ага-Хана в ГБАО – это больше, чем репутация. Многие годы Фонд занимался проектами, направленными на развитие области, поэтому Файзов знал подноготную всех проблем здесь и ожидалось, что в роли главы области решить многие проблемы будет легче.
К тому же опыт «международника» и узнаваемость среди доноров делали его в глазах общественности и экспертного сообщества технократом, которому легко будет привлечь инвестиции в край. Для населения это была самая лучшая кандидатура управленца.
Несмотря на то, что социально-экономическая ситуация за три года его правления не изменилась, его уход был воспринят очень болезненно. В соцсетях даже был запущен флешмоб в его поддержку – пользователи стали устанавливать его фотографии на аватарках и посвящать ему посты.
Тем не менее, отставка Файзова – это повод подвести итоги его деятельности в качестве председателя области и вспомнить, чем он запомнился на этом посту?
Доступный и простой чиновник
Файзов за это время проявил себя в нетипичном для таджикского чиновника и даже руководителя международной организации амплуа, так как всегда был доступен для журналистов и отвечал на любой поставленный вопрос сразу, не отсылая за официальным запросом. При этом цензура за ним тоже не наблюдалась. Не боялся высказывать свое мнение, критиковать как органы правопорядка, так и неформальных лидеров области.
В период пандемии, когда еще данные о больных в стране и оказываемой помощи засекречивались, Файзов каждый вечер отчитывался перед населением о количестве больных и поступающей помощи через местное ТВ. В этот период он не только контролировал ситуацию, но и тесно сотрудничал с местными и внешними волонтерами.
Общины из числа выходцев Бадахшана за рубежом могли спокойно созвониться с ним по WatsApp и совместно решать, какую помощь они могут отправить области. Причем, по словам некоторых из них, не было жалоб на то, что всего не хватает, напротив, он помогал им с формированием рациональной помощи.
«Вначале пандемии мы собрали деньги и хотели приобрести несколько аппаратов ИВЛ и отправить в область. Тогда у всех была паника и не было еще адекватного подхода и адаптации к ситуации. Вопрос об аппаратах ИВЛ был почти решен, но потом мы попросили знакомых в Хороге найти выход на председателя и узнать, что еще нужно.
Были приятно удивительны, когда выяснилось, что он отвечает на все звонки и можно непосредственно с ним все обсудить. Он нам сказал, что не стоит покупать аппараты искусственного дыхания, так как они уже поступили со стороны Фонда Ага-Хана по здравоохранению в достаточном количестве. Тогда мы решили собрать еще денег и купить аппарат МРТ, но и это он нам не разрешил, сказав, что на этот аппарат в области специалистов нет, поэтому не стоит тратить деньги на то, что потом будет просто стоять без дела.
Он сказал, что есть нужда в защитных средствах и некоторых лекарственных препаратах. Эти средства мы потом закупили и отправили в область. При этом от нас не требовали все делать через хукумат. Мы поэтапно отправляли помощь местным волонтерам, а они, в свою очередь, распределили ее по больницам, в частности, в отдаленных районах», — рассказала представитель памирской общины в Америке.
В целом, Файзов завоевал репутацию простого человека, который, несмотря на свою должность, всегда был среди народа. Его можно было увидеть на субботнике, чистящим арык вместе с другими жителями или же он искренне отплясывал во время проводов призывников в армию.
Пандемия помешала инвестициям?
Между тем, экономическая ситуация в ГБАО за период правления Едгора Файзова не изменилась, и инвестиционные поступления за эти годы почти не наблюдались.
За этот период в СМИ была информация лишь о трех проектах. Первый касался серебряного месторождения в Мургабском районе «Якджалва», который был передан китайским инвесторам. Второй и третий проекты были профинансированы Европейским банком реконструкции и развития на сумму 8 млн евро для реконструкции системы водоснабжения и канализационной системы.
По некоторым данным в 2019 году было подписано соглашение между местными властями и AKAH о переустройстве Хорога. Согласно новому генплану, город будет полностью перестроен в соответствии с архитектурной стилистикой Университета Центральной Азии в Хороге.
Как сообщил один из бывших работников администрации местной власти, некоторые работы по этому проекту уже начались, хотя проект еще находится на согласовании центральной власти. Если он будет одобрен и правительством, то до 2035 года Хорог превратится в маленькую частичку Европы среди высоких памирских гор, хотя пока официальной информации по этому поводу нет, как и нет какой-либо другой информаций о поступлениях инвестиций в ГБАО, на что указывают критики Файзова.
«Зачем чистить арыки и снег на дорогах председателю области? Если бы это происходило на фоне развития ответственных за это структур, то это бы реально говорило о простоте человека и его желании быть рядом с народом, но, к сожалению, это подчеркивает лишь то, что даже система коммунального хозяйства не была налажена, и председатель такими популистскими методами пытается пустить пыль в глаза», — говорит один их общественных наблюдателей.
Между тем, сам Файзов в интервью Cabar тоже говорил о том, что инвестиционных поступлений в области нет, указывая на ряд причин, одна из которых в том, что решения всегда принимаются центральной властью, а не местной.
«Мы встречаемся со многими людьми, инвесторами и хотим наладить с ними сотрудничество, но без разрешения центральных властей и других структур сделать что-то невозможно», — отмечал Файзов.
Так же он указывал на отсутствие инфраструктуры в регионе и коррупцию в отдельных органах, которые делают край непривлекательным для инвесторов.
«В регионы, где нет дорог или в наш регион с существующими у нас дорогами не приедет ни один инвестор. Важно, чтобы было электричество, дороги, вода и, самое главное, защита государством его капитала, безопасность капитала. Например, в Вандже один инвестор начал работу, а потом пришла другая компания и сказала, чтобы тот сворачивал своё дело, в таких ситуациях от авторитета страны ничего не останется. Другие факторы — факты коррупции. Требование отдать 10 или 20 % очень мешает», — говорил он порталу Cabar.
На Памире главное — авторитет чиновника
По мнению некоторых наблюдателей, если Файзову не удалось наладить экономические возможности области, то другим это тоже вряд ли удастся. По их словам, многие важные вопросы области связаны с центром, но с назначением Файзова появилась надежда, что этот подход будет немного изменен, и ему удастся договориться с правительством о предоставлении дополнительных полномочий для председателя, что, в свою очередь, способствовало бы расширению экономических возможностей области.
«Но если ему это не удалось, то новому руководству тем более не удастся, так как у него совсем нет опыта хозяйственника и управленца. Он военный и вопросы развития не являются для него приоритетом, поэтому рассчитывать на него в развитии тем более не приходится», — считает один из наших собеседников из Хорога.
При этом он отмечает, что плюсы Файзова были в том, что он пользовался большим авторитетом, а это очень важно для региона. Именно его авторитет позволял ему критиковать как местных авторитетов, так и органы правопорядка и другие структуры, или же решить вопрос их спокойного сосуществования рядом.
«Файзов справился со своей главной задачей – он утихомирил неформальных лидеров, так как имеет авторитет среди всех. Да, к нему часто возникали претензии, его часто критиковали, но при этом его авторитет признавали. Новому руководителю и его команде будет трудно его заменить. Более того, я уверен, что Файзов даже будет привлечен им на помощь в будущем в разрешении каких-то ситуаций», — считает один из местных аналитиков.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.