20 мая в далеком 1932 году в кишлаке Курговад Калайхумбского района в семье дехканина родился народный поэт Таджикистана Мумин Каноат (Муминшо Каноатов).
Сам поэт рассказывал, что родился и вырос в Дарвазе, а его предки родом из местечка Дахбед Самарканда. 200 лет назад, чтобы спастись от произвола мангытов, они обосновались в горах.
«Мой отец Каноатшо был одним из известных интеллигентных людей своего времени, он имел светское образование, хорошо знал таджикский и узбекский языки. Когда в Среднюю Азию пришли русские, отец даже работал на предприятиях нового типа в Фергане, где и выучил русский язык. Во время Первой мировой войны многие богачи вместо своих детей отправляли на войну бедняков. Мой дядя, узнав об этом, срочно забрал отца домой в Дарваз и женил на моей будущей матери, которой было на тот момент всего 16 лет. А моему отцу шел 41 год…», — рассказывал в своем последнем интервью «Азия-Плюс» поэт.
Мумин Каноат — последний ребенок в семье. У него были сестра Ширинмо и брат Диловаршо. Каноат-младший закончил 7-летнюю школу в родном кишлаке Курговад и для продолжения учебы уехал в центр Гармской области. В 1951 году он успешно сдал экзамены и поступил в Таджикский госуниверситет на факультет истории и филологии.
В том же интервью Мумин Каноат рассказал, что именно в первый день своего пребывания в столице он встретил свою будущую супругу Матлюбу и влюбился в нее с первого взгляда.
«Как сейчас помню: у нее были длинные сережки в ушах, одета она была с особым шиком, очень красивая девушка, словом, я был сражен, — вспоминает события полувековой давности устод. — К тому же она была отличницей: окончила школу с золотой медалью. Но во время учебы я молчал.
Мне, сельскому парню, стыдно было признаться в моих чувствах к ней. На четвертом курсе, наконец, я решил действовать. Через свою одногруппницу, которая приходилась родственницей Матлюбе, я стал отправлять любимой письма со своими стихами. И лед растаял. Наше первое свидание произошло в библиотеке им. Фирдавси. Со временем она привыкла ко мне, и мы даже стали садиться в читальном зале за один стол…», — говорил Устод.
Его супруга — Матлюба — была дочерью Фаттоха Рахматуллаева – бывшего начальника милиции г. Самарканд, основателя партии «Мусульмане-большевики», который одним из первых самаркандских интеллигентов приехал в 1931 году поднимать Душанбе.
«…Мы с Матлюбой окончили университет, причем, оба с красными дипломами. 24 июня 1956 года — в день получения дипломов, в Театре оперы и балета им. Айни состоялось торжественное собрание по этому поводу, а вечером мы устроили нашу комсомольскую свадьбу, на которой пели Неруе Аминов, Барно Исхакова, Акашариф Джураев, Абдулло Назриев и другие», — вспоминал поэт.
Устод Каноат признавался, что воспитанием детей, в основном, занимались его супруга и теща, которые стремились вырастить их в духе самаркандского аристократизма.
По его словам, дети одинаково хорошо знали два языка: русский и таджикский. Когда они подросли, встал вопрос выбора профессии.
«Я хотел, чтобы Парвин стала историком, но в итоге она поступила в мединститут. Тогда я решил, что Далер и Ширин станут востоковедами. Далер поступил на арабистику, а Ширин стала иранистом. Лингвистом стала и дочь Ширин — Парасту. Она выбрала для изучения китайский язык»
«С женой мы прожили вместе 58 лет! Я всегда старался быть хорошим семьянином, добрым отцом, — отмечал Мумин Каноат. – И если я смог за эти годы сделать своих родных хоть немного счастливыми и радостными — это для меня большое счастье!»
Мумин Каноат – поэт-эпик, ему было близко героическое повествование о прошлом, он создал в своих поэмах целостную картину жизни народа в определенном историческом периоде.
Две темы красной нитью проходили через все поэмы Каноата – роль личности в истории родного народа и тема войны, Второй Мировой войны, эхо которой донеслось и до Памирских гор…
И, безусловно, самой главной его поэмой о войне, которая одновременно воспевает мир и любовь – это поэма «Голоса Сталинграда», блестяще переведенная Робертом Рождественским.
Эта эпическая поэма, полная драматизма, повествует о подвиге советских людей в борьбе против фашизма. Эта поэма стала совершенно новым словом в поэзии 70-х годов. Каждая глава поэмы создана в виде монолога: повествование идет от лица земли, реки, живых и мертвых, солдат и матерей, любви… Эти голоса сливаются в многоголосный реквием. Об этой поэме написано немало. Она переведена на многие языки мира.
Одним из серьезных произведений таджикской литературы является поэма Мумина Каноата «Колыбель Авиценны». В этой поэме Каноат предпринял удачную попытку ответить на философский аспект проблемы «личность – общество». Он стремился показать значение личности великого мыслителя для его современников и потомков.
Мумин Каноат также является автором удивительно тонких лирических стихов — любовных, философских и патриотических — как один из самых ярких и талантливых последователей своих великих предков – персидско-таджикских поэтов, признанных во всем мире.
Его не стало 18 мая 2018 года – за два дня до дня рождения. Сегодня ему бы исполнился 91 год.