В редакцию «АП» обратился инвалид 1-й группы Рустам Пираков с жалобой, что ему с мая месяца не выплачивается пенсия, и, не имея средств к существованию, он обречен на голодную смерть. В органах соцобеспечения объяснили, что проблема — в утере его пенсионного дела, однако никто не берет на себя ответственность за произошедшее…
РУСТАМ Пираков прикован к постели и не может передвигаться без посторонней помощи.
Мы посетили его на дому, и он рассказал нам свою историю.
Безответные обращения
— В 1975 году после окончания Госуниверситета до 1981 года шесть лет я работал учителем русского языка и литературы в средней школе рабочей молодежи города Вахдат, — начал он свой рассказ. — После освидетельствования в 81-м пожизненно был признан инвалидом 1-й группы и вот уже тридцать пять лет как я прикован к постели. В советское время получал пенсию в размере 118 рублей, сейчас получаю 152 сомони. Я живу один и нуждаюсь в постоянном уходе, но социальные службы района Фирдавси никак не могут обеспечить мне этот уход. У них по регламенту предусмотрен социальный уход на дому, два раза в неделю по два часа. Социальные работники, что бывают у меня – это в основном женщины, но они считают, что ухаживать за посторонним мужчиной – это грех, и поэтому не делают этого. Из-за того, что за мной некому было ухаживать, мой сын, проживающий в Узбекистане, перевез меня к себе по гостевой визе. Пробыв там год, я вернулся в Душанбе. Инспектор райсобеса Заррина Умарова поставила меня в известность, что мое пенсионное дело утеряно, в связи с чем начислять пенсию мне не будут. С мая текущего года я не могу получать даже мизерную пенсию, мне не на что жить. По этому поводу я обращался к председателю района Фирдавси, председателю города Душанбе, генеральному прокурору, министру труда и занятости населения, в суд района Фирдавси… Но вразумительного ответа я так ни от кого не получил, и как дальше мне быть, не знаю, — с горечью говорит пенсионер.
Иных уж нет, а те…
ЗА объяснениями мы обратились в управление Госагентства соцстрахования и пенсий (ГАССП) столичного района Фирдавси.
По словам Заррины Бокиевой, начальника отдела выплаты и назначения пенсий ГАССП района Фирдавси, пенсионное дело Пиракова было утеряно в сентябре 2011 года, но «пенсионеру осуществлялись выплаты, однако в связи с реорганизацией нашего ведомства в апреле текущего года выплаты ему приостановлены. Кроме этого при приеме-передаче по району Фирдавси не обнаружено семь пенсионных дел».
— Почти год назад дело было утеряно. Как это могло произойти?
— В августе прошлого году пенсионер Пираков обратился в Минтруда с жалобой в связи с задержками выплаты пенсии. Для изучения дело было затребовано ведущим специалистом Госслужбы по надзору в сфере труда, занятости и социальной защиты населения Минтруда РТ Лолой Вахобовой. В то время руководитель райсобеса Мавджуда Шарипова дала указание непосредственно инспектору Заррине Умаровой с нарочным передать пенсионное дело Р. Пиракова по разносной книге в Минтруда. С тех пор дело было утеряно, и мы с инспектором Умаровой сегодня ездили в город Вахдат для восстановления дела в архиве, но, к сожалению, нам не удалось этого сделать, — говорит З.Бокиева.
Инспектор ГАССП Заррина Умарова подтвердила слова своего руководителя и добавила, что после доставки дела в Минтруда спустя две недели она обратилась за этим документом для начисления пенсии за август. Но Лола Вахобова ответила: «Дело по просьбе начальника райсобеса Мавджуды Шариповой передано с нарочным секретарю-делопроизводителю райсобеса Бахтиниссо Холмухаммедовой».
— В Минтруда в журнале есть подпись секретаря Б. Холмухаммедовой о том, что ей были выданы на руки четыре пенсионных дела, хотя она не имела права доступа к ним, — сообщила З.Умарова. — Три остальных были переданы инспекторам райсобеса р-на Фирдавси, а дело Р.Пиракова отсутствует. Мавджуда Шарипова, будучи руководителем, постоянно игнорировала решение вопроса пропажи дела Рустама Пиракова, прикрывая свою секретаршу Б. Холмухаммедову. Сейчас М. Шарипова работает начальником сектора труда и соцзащиты населения хукумата района Фирдавси, а ее секретарь Холмухаммедова якобы уехала в трудовую миграцию, — говорит З. Умарова.
Далее мы обратились к заместителю начальника отдела социальной помощи на дому Шукрулло Ахмадову по поводу оказания помощи на дому нуждающимся, но, к сожалению, разговор, мягко говоря, не состоялся. Чиновник, не сумев лично ответить на наши вопросы о штате, рабочем графике, условиях работы и функциональных обязанностях социальных работников, поочередно начал вызывать своих подчиненных и прилюдно высказывать им претензии.
«Я тут не причем!»
ПО телефону нам удалось связаться с Мавджудой Шариповой, которая категорично заявила, что уже четыре месяца как работает в хукумате района Фирдавси и никоим образом не причастна к пропаже пенсионного дела Пиракова.
— Спрашивайте непосредственно у нынешнего начальника Наби Джабборова и инспектора Зебо Умаровой. Это они должны были восстановить утерянное дело. Почему они этого до сих пор не сделали?!
— Дело было утеряно год назад, когда вы руководили райсобесом.
— Пираков выезжал в Узбекистан, дело его потеряла секретарша Бахтиниссо Холмухаммедова.
— Причем тут выезд Пиракова в Узбекистан? Вы Холмухаммедовой дали указание забрать пенсионное дело. Разве это входило в ее функциональные обязанности?
— Я не давала ей указаний. Она как-то забежала в Минтруда по своим делам, и ей дали несколько документов, в том числе и дело Пиракова. У меня нет времени на вас, идите в собес и задавайте там свои вопросы. Я тут не причем, у меня есть дела поважнее, чем дела пенсионера Пиракова! — заявила М. Шарипова…
Письмо-обращение, адресовано президенту Республики Таджикистан
«Уважаемый Эмомали Шарипович!
Обращается к Вам Пираков Рустам Рамазанович, 1953 года рождения. Более тридцати лет я болезнью прикован к постели, находясь в состоянии полной беспомощности и глубоком одиночестве. Я не имею возможности добиться справедливости и законного решения жизненных перипетий, которые обрушились на мои плечи. Обращаюсь к Вам с последней надеждой на то, что мои проблемы, наконец, будут решены, и справедливость восторжествует.
Дело в том, что мое пенсионное дело, основанное в 1980 году, бесследно исчезло из райсобеса района Фирдавси. По этой причине, вопреки установленному закону, мне было приостановлена выплата моей ежемесячной пенсии в размере 152 сомони. Вот уже четвертый месяц мне незаконно прекратили начисление пенсии председателем райсобеса Джаббаровым и старшим инспектором Умаровой З. Моя пенсия была единственным источником моего существования, теперь я окончательно обречен на безденежье и голодную смерть. Я — инвалид первой группы с 1981 года, не имеющий ни родственников, которые бы могли помочь в моем положении.
По этому поводу я уже неоднократно обращался с письменным заявлением на имя председателя района Фирдавси Алиева, районную прокуратуру, городской хукумат, Генеральную прокуратуру. Однако никто не откликнулся. Сейчас в месяц Священного Рамазана я практически остался без денег и продуктов питания.
Во всей этой печальной истории мне непонятно только одно: в чем же здесь моя вина?
Почему меня лишают законной пенсии, если пропажа моего пенсионного дела — дело рук председателя райсобеса Джабборова и старшего инспектора Умаровой З.?
Пожалуйста, помогите мне!»
Р.Р. ПИРАКОВ, инвалид 1-ой группы, проживающий по адресу: г. Душанбе, пр. С.Шерози, дом 20/5, кв.30. Тел. 918-68-35-79.