Душанбе. 31 декабря. «Азия-Плюс» — Отношения Таджикистана со своими ближайшими соседями по региону в 2009 году абсолютно не соответствовали их потенциалу, об этом в интервью «АП» заявил таджикский политолог Рашид Гани Абдулло.
По его словам, пока ничто не предвещает, что в ближайшем будущем ситуация может измениться к лучшему. Более того, к имеющемуся негативу в них добавились водно-энергетические разногласия, разрешить которые также не представляется возможным. По крайней мере, до тех пор, пока у Таджикистана и Кыргызстана не будут на руках сильные карты в виде гидроэнергетических сооружений, позволяющие им уравновесить стартовые преимущества других стран региона.
«В 2009 году значение Китая, как самого крупного и надёжного финансового партнёра, в реализации стратегических энергетических, транспортно-коммуникационных и горнорудных проектах Таджикистана, укрепилось в ещё большей степени, — подчеркнул политолог. — Товарооборот между двумя странами в 2008 году превысил $1,5 млрд., а за 10 месяцев 2009 года составил около $700 млн. Кризис не сказался негативно на стремлении китайцев оказывать финансовое содействие республике. Таким образом, 4 июня 2009 года стороны подписали соглашения о строительстве ГЭС «Нурабад-1» ($560 млн.), ТЭЦ в Душанбе ($400 млн.), цемзавода, мощностью в 1 млн. тонн в год, о дополнительных работах на ЛЭП «Лолазор-Хатлон» и «Юг-Север» ($61 млн.), реконструкции автомобильной дороги Душанбе-Дангара ($51 млн.)».
Согласно его словам, характерной особенностью в таджикско-китайских отношениях является то, что китайская сторона всегда и в оговорённые сроки выполняет взятые на себя обязательства по достигнутым договорённостям. По его мнению, в этом заключается одно из преимуществ Китая над своими стратегическими конкурентами в Центральной Азии.
«Следует также отметить, что выделяя средства для реализации таджикских стратегических инфраструктурных проектов, призванных способствовать экономическому развитию республики и, соответственно, обеспечению её социально-экономической стабильности, Китай косвенным образом финансировал политическую стабильность в собственных западных провинциях, — подчеркнул политолог. — Бурные события лета 2009 года в Синцзяне, вне всякого сомнения, станут дополнительным стимулом для наращивания китайскими властями содействия экономическому развитию Таджикистана и другим Центральноазиатским государствам».