Российские аналитики озабочены беспрецедентно высокими объемами оттока капитала из страны в минувшем году, обвиняя в этом, в первую очередь, рядовых граждан страны.
Так, известный российский политолог Екатерина Шульман 3 января в своей программе «Статус» на радиостанции «Эхо Москвы» заявила – «почему-то граждане как ненормальные взялись вывозить свои капиталы за рубеж».
Она отметила, что в апреле прошлого года Центробанк России прогнозировал отток капитала в размере $151 млрд, что должно было приблизиться к рекорду 2014 года.
Шульман подчеркнула, что в конце 2022 года Центробанк РФ скорректировал свои прогнозы на $100 млрд.
«В конце года Центробанк пишет нам, что он слегка ошибся. На самом деле у них получается не 151 миллиард, а 251. Давайте задумаемся над этой цифрой. Каждый 7-й доллар, заработанный в России в 22-м году, уехал. 14% ВВП», — сказала она.
По словам Шульман, несмотря на ограничения, санкции, железные занавесы, о которых столько было разговоров, граждане России «как оглашенные вывозили и вывозили деньги целый год».
«Это, действительно, рекорд. Можно вспоминать такие блаженные годы, как 2012-й – 53,9 миллиарда долларов или 2015-й – 57 миллиардов, вообще какие-то копейки. Или 17-й – 24 миллиарда, вообще никто ничего не вывозил. И 251 – еще раз хочу произнести эту красивую цифру», — заключила она.
Напомним, чистый отток капитала из России в 2014 году, согласно оценке ЦБ РФ, превысил все прогнозы и составил рекордные $151,5 млрд.
Согласно последнему (октябрьскому) прогнозу российского ЦБ, отток капитала из страны в 2022 году вырастет с 246 до $251 млрд.
Для сравнения, в 2021-м этот показатель составил $74 млрд. При этом на 2023 год прогноз, наоборот, понижен. ЦБ ждет, что отток средств замедлится и составит $124 млрд.
В чем причина?
Между тем, экономисты вкладывают в понятие «отток капитала» совсем другой смысл, нежели простые обыватели, в том числе, политолог Екатерина Шульман.
«Отток капитала – это не значит, что капитал мешками вывозят за границу», — объяснил Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.
«Точнее, частично это есть. Но сам процесс куда более комплексный. Есть гораздо более весомые факторы, влияющие на окончательную цифру», — сказал он в интервью «Комсомольской правде».
И как объяснили изданию эксперты, в рекордном оттоке капитала 2022 года виновата не столько сложная ситуация в экономике, сколько рекордная прибыль России от экспорта.
Профессор, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов отметил, что в этом году цены на российские экспортные товары высокие, а импорт значительно снизился.
«Это приводит к очевидным последствиям – у России очень сильный «текущий счет» (разница между экспортом и импортом). И как итог – большой отток капитала», — сказал он.
Издание поясняет простым обывателям, что из-за дорогих нефти, газа и металлов российские компании-экспортеры в нынешнем году заработают очень много денег. Но не все эти деньги останутся в стране – часть утечет. А поскольку доходы высокие, то и утечет много.
В пояснениях рекордный объем оттока в 2022 году также объясняется обслуживанием внешнего долга, остатками на счетах экспортеров, спросом на валюту со стороны россиян и денежными переводами иностранцев.
О переводах таджикских мигрантов
Власти Таджикистана с 2014 года отказываются предоставлять представителям СМИ данные по денежным переводам, хотя никаких законодательных ограничений на то не существуют.
Ранее эти сведения таджикские СМИ получали на сайте Центробанка России. Однако после начала войны в Украине, российский регулятор воздерживается от публикации таких данных.
Данные по трансграничным переводам Центробанк публиковал ежеквартально. Последние такие цифры были размещены во второй половине марта (сведения по итогам 2021 года).
Общая сумма денежных переводов физических лиц из России в Таджикистан в 2021 году составила $1,8 млрд., что на 3,4% больше, чем в 2020 году.
Международные финансовые организации весной этого года после начала конфликта в Украине прогнозировали резкий спад денежных переводов из России. Данные прогнозы подтвердились по итогам первого полугодия, когда объем переводов таджикских мигрантов сократился на 10% по сравнению с этим же периодом 2021 года.
Однако, осенью эти же институты сообщили о значительном росте переводов таджикских мигрантов в течение второй половины года.
Так, в заявлении МВФ по итогам очередной миссии в РТ на днях говорилось, что денежные переводы замедлились сразу после начала войны, но резко выросли во втором квартале.
«Это помогло сохранить профицит счета текущих операций и увеличить валютные резервы с $2,5 млрд на конец 2021 года до $3,4 млрд в октябре текущего года, что обеспечивает более чем 8-месячное покрытие импорта», — отмечают представители Фонда.
Аналитики ЕАБР в своей недавней публикации относили к основным факторам быстрого роста экономики в текущем году положительную динамику денежных переводов.
В докладе Всемирного банка в начале декабря говорилось, что приток переводов в Таджикистан в 2022 году составит $3,2 млрд.
Кроме того, телеканал РБК на минувшей неделе со ссылкой на свои источники сообщил об увеличении потока денежных переводов в Таджикистан «не менее чем на 50%».
Годовой рост денежных переводов на таком уровне означает увеличение объема этих поступлений из России до $2,7 млрд, а это равняется 31% прошлогоднего ВВП республики.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.