Душанбе. 30 декабря. «Азия-Плюс» — В отношениях Таджикистана с Западом в 2009 году доминирующее положение занимали отношения с США, об этом в интервью «АП» заявил таджикский политолог Рашид Гани Абдулло.
«Другой важной особенностью процесса выстраивания и развития двусторонних отношений между Таджикистаном и США является то, что не столько Таджикистан, сколько сами Соединённые Штаты активно развивают эти отношения, берут инициативу на себя в определении их содержания и объёма, форм и характера, — отметил политолог. — Основным координатором на месте реализации всех программ и инициатив США в Таджикистане является их посольство в республике. своей страны. По сути дела, именно на него приходится вся тяжесть практической работы по развитию многоаспектных таджикско-американских отношений».
По мнению Р. Г. Абдулло, афганская тематика во всей её совокупности стала в 2009 г. осевой в таджикско-американской дипломатической активности. Задача республики заключалась в прагматичном извлечении выгоду для себя из сложившейся ситуации. В частности, максимально воспользоваться стремлением США оказать содействие в укреплении институционального потенциала различных государственных структур Таджикистана, включая силовые, а также в развитии его инфраструктурного потенциала в рамках своих афганских усилий. Эта задача будет оставаться актуальной для Таджикистана и в 2010 году.
«В 2009 году некоторое развитие получили и отношения Таджикистана с европейскими странами. Суммируя итоги активности в этом направлении, следует подчеркнуть, что она неплохо служит задаче постепенного формирования положительного имиджа Таджикистана в Европе и, соответственно, долговременным политическим интересам республики. Вместе с тем, несмотря на все старания таджикской стороны, практическое значение этой активности для решения тех проблем, с которыми она сталкивается, особенно в экономической сфере, в реальном настоящем, невелико, — подчеркнул Р. Г Абдулло. — Одной из основных причин тому является очевидное нежелание европейцев сменить свой методологически неверный, а потому малопрактичный, общий подход к странам региона, в основе которого лежит стремление видеть их всего лишь частью политически и экономически единого пространства, на более реалистичный индивидуальный подход к каждой из центральноазиатских стран. Или же неспособность к такой смене, ввиду чрезмерного влияния на них собственного европейского опыта и самонадеянной уверенности в его применимости в странах Центральной Азии на основе принципа «здесь и сейчас».