Министр энергетики России рассказал журналистам, чего ждет Россия от Таджикистана, чтобы вопрос отмены пошлины на светлые нефтепродукты был решен положительно.
Вопрос условий поставок нефтепродуктов из России в Таджикистан станет одним из основных на российско-таджикских переговорах, которые состоятся сегодня во второй половине дня. Об этом на пресс-конференции в Душанбе сегодня сообщил журналистам председатель межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между странами с российской стороны, министр энергетики РФ Сергей Шматко.
По словам министра энергетики РФ в этом вопросе стороны «двигаются»:
— Надо действительно договариваться, — отметил он, говоря о проблемах переговорного процесса. – Но вопрос это комплексный. У нас имеется целый ряд открытых вопросов даже по энергетике.
Одним из таких, по словам Шматко, является вопрос по задолженности на Сангтудинской ГЭС-1. Долг Таджикистана за потребленную электроэнергию, выработанную на Сангтуде, составляет на сегодня более 214 млн. сомони (более $44 млн.).
— Мы подписываем графики погашения этой задолженности, а они не выполняются…, — заявил министр, и тут же добавил, что это не означает, что эти вопросы находятся в «крепкой завязке» (с переговорами по отмене экспортных пошлин).
По его словам уже подготовлен подробный баланс потребления российских нефтепродуктов.
— Это очень важно, поскольку мы не хотели бы допускать реэкспорт российских нефтепродуктов из Таджикистана в третьи страны, — объяснил Шматко.
Он также сформулировал позицию России по вопросам сотрудничества:
— Давайте действительно интегрироваться, сотрудничать! А дотировать кого-либо мы не обязаны, — заявил Шматко.
В этой связи он сообщил о проекте, по созданию совместного предприятия на базе топливно-заправочной компании международного аэропорта Душанбе.
— Мы давно договаривались об этом проекте, но до сих пор не продвинулись далеко, — отметил министр.
По его словам переговоры ведутся давно, и даже выработан план приватизации с российской стороны. Однако он отказался говорить о проблемах.
— Мне кажется, некий импульс по всем этим направлениям мог бы решить эту проблему, — подчеркнул Шматко. Он также отметил, что в случае отмены пошлины на нефтепродукты российский бюджет ежегодно будет терять порядка 5 млрд. рублей,
— Это весомая сумма и хотелось бы понимать, почему это будет происходить, — отметил он.
Рогун и экспорт электроэнергии
Сергей Шматко, также в очередной раз заявил о мнении России относительно строящейся в Таджикистане Рогунской ГЭС.
— Строительство Рогунской ГЭС является очень важным делом для Таджикистана, так как республика испытывает регулярные проблемы с энергодефицитом, от которого страдает и население и промышленность. Помимо этого, развитие гидроэнергетического потенциала поможет в реализации такого крупного инфраструктурного проекта как CASA 1000. Что будет означать интеграцию Таджикистана в большую региональную энергосистему, что благоприятно отразится на экономике страны.
— Вопросы, которые ставят коллеги — это обязательное соблюдение международных процедур, чтобы не навредить… Проблема водно-энергетического сотрудничества в регионе, очень сложна, но при соблюдении этих правил и при достаточном уровне двусторонних и многосторонних вопросов, вполне решаема, — отметил Шматко.
По его словам, Россия всячески «заинтересована в участии освоения гидроэнергетического потенциала Таджикистана» на условиях понятной политики по выплате долгов и развития экспортного потенциала отрасли.
— Мы ожидаем более конкретных переговоров с Таджикистана о возможностях реализации экспортного потенциала Сангтудинской ГЭС-1 по линии проекта CASA-1000, — отметил Шматко. Он отметил, что российская сторона уже обсудила эту возможность с партнерами из Афганистана и Пакистана.
Напомним, межправительственное соглашение о проекте создания единой ЛЭП САSA-1000 между Таджикистаном, Россией Афганистаном и Пакистаном было подписано 4 августа 2008 года в Исламабаде. ЛЭП мощностью 1000 киловольт позволит объединить страны Центральной и Южной Азии в единую энергосистему. Ее протяженность составит 750 километров. Общая стоимость проекта оценивается в 500 миллионов долларов.