За годы независимости музыкальное искусство Таджикистана постепенно возвращает свои утраченные позиции. Однако все еще остаются проблемы, которые нужно решать, не ожидая указок сверху.
Прежде чем я изложу своё мнение хормейстера со стажем о развитии музыкального искусства, должен подчеркнуть, что создание симфонического оркестра и условий для плодотворной деятельности в тяжёлое время после гражданской войны в Таджикистане было далеко не простым делом.
С первых шагов на посту Президента страны уважаемый Эмомали Рахмон неуклонно ратовал за сохранение и умножение светских ценностей.
Ярким подтверждением тому является то, что именно по его инициативе и при его поддержке был образован симфонический оркестр из 120 человек при Президенте РТ. А за несколько лет до того за большие деньги и с привлечением опытных мастеров из-за границы был отремонтирован единственный в своём роде музыкальный инструмент — орган.
При поддержке Главы государства в зарубежных странах обучились сотни специалистов сферы культуры. А когда полтора десятка лет назад возникла из-за нехватки профессиональных кадров угроза исчезновения некогда прославленного таджикского балетного искусства, по инициативе Президента страны группа талантливой молодёжи было направлена в Россию для обучения балетному искусству. Справедливости ради надо сказать, что все эти достижения напрямую связаны с многогранной деятельностью Главы государства. Все они общеизвестны, и всё же будет уместным здесь напомнить наиболее важные из них. Это учреждение за годы независимости Национальной консерватории, Государственного института изобразительного искусства и дизайна, капитальный ремонт двух академических театров, Государственной филармонии, Государственного института культуры и искусства им. М.Турсун-заде, возведение и сдача Национальной библиотеки, Национального музея. И ещё хочется добавить, что продолжается строительство Национального театра.
Не ждать у моря погоды
Из нынешнего послания Президента страны убедительно явствует, что Правительство республики и в дальнейшем будет придавать приоритетное значение развитию культуры, искусства. Но меня, при всей очевидности последовательного развития сферы культуры, волнует закономерный вопрос: почему все инициативы, все начинания исходят исключительно от Главы государства, который, понятно, помимо сферы культуры в постоянном неослабном поле зрения держит все остальные сферы нашей общественно-политической жизни, национальной экономики?
А где же Министерство культуры? Согласно данным Минкультуры, среди работников сферы культуры 3274 человека, или 37,6 процента, имеют лишь среднее образование. Порядка 600 зданий культурных учреждений нуждаются в ремонте, десятки из них находятся в аварийном состоянии. Положение можно исправить благодаря усилиям и немалым затратам. Понимаю, что это не так просто. Но для этого нужно что-то делать, а не ждать у моря погоды. Специалисты не раз поднимали этот вопрос, а воз, как говорится, и ныне там.
Это нас ко многому обязывает. Я, например, как специалист, для которого небезразлично будущее музыкального искусства моей страны, не могу молчать. Но что вызывает сожаление, это что если кто-то поднимает голос с целью оказания содействия в устранении недостатков, улучшении ситуации, то это воспринимается как тенденциозный подход. Используются все средства, чтобы подобные голоса заглушить. А ведь было бы на пользу дела, если бы ответработники Минкультуры конструктивно относились бы к дельным предложениям, делали бы правильные выводы из критических замечаний.
Кадры решают все
Безусловно, девяносто процентов трудностей, если не больше, в музыкальном искусстве связаны с кадрами, специалистами. Острая нехватка профессионалов особенно заметна в двух основных симфонических оркестрах — Театра оперы и балета им. С.Айни и при Президенте РТ. Нужны высококвалифицированные артисты, обязательная комплектация всеми необходимыми инструментами одной фабрики.
Мы не раз утверждали, что Национальной консерватории сам Бог велел уделять особое внимание мировой профессиональной музыке и готовить специалистов в этом направлении. Если, скажем, ежегодно в это заведение поступает 50 человек, как минимум 10 из них должны быть приобщены к мировой профессиональной музыке, совершенствовать своё мастерство. Но чтобы найти эти десять талантов, работники Минкультуры должны их искать, а найдя, помогать и поощрять.
Бывает и так. Учащиеся музыкальных школ часто не желают продолжать учёбу дальше. Дело в том, что мировая музыка — сложная сфера, требующая постоянного накопления знаний, усидчивости, совершенствования навыков. Поэтому некоторые выпускники музыкальных учебных заведений выбирают другой, более лёгкий путь.
Насколько мы знаем, у нас нет специальной концепции подготовки специалистов в области мирового музыкального искусства. Из бесед с работниками министерства становится ясно, что время от времени, часто стихийно двоих-троих направляют на учёбу за рубеж. Но что это за личности, для большинства остаётся тайной за семью печатями. Неизвестно также, насколько они пригодны с точки зрения своих способностей. А ведь без страстного тяготения, любви и самоотверженности в мире музыки добиться чего-то значительного очень трудно, почти невозможно. Не каждый решится посвятить свою жизнь ей.
Таджикская земля всегда изобиловала талантами. Не перевелись они и теперь. Их надо находить, убеждать, что, если работать всерьёз, можно добиться определённых успехов.
На безрыбье и рак рыба?
Как ни странно, до сих пор не существует ни единой специальной программы для симфонического оркестра, по которой творческий состав мог бы осуществлять свою деятельность. В оркестре остро чувствуется нехватка исполнителей на таких инструментах, как фагот, тромбон, туба, альт, виолончель и др. Вновь образованный оркестр в обязательном порядке должен быть презентован со своей, даже если и не восхитительной, то хотя бы содержательной, запоминающейся программой. Но прошло уже полтора года, а о какой-либо презентации, явлении оркестра народу, ни слуху ни духу. Симфонический оркестр должен активно участвовать с яркими программами в важных культурных мероприятиях страны. Хотя бы раз в месяц давать концерт. Но этого пока нет.
В республике развивается национальная музыка, особенно фольклорная. Это хорошо, но и такая музыка должна исполняться на высоком профессиональном уровне. Ранее я предлагал создать виртуозную артистическую группу. Прислушались и создали подобную группу из числа пяти исполнителей — флейтиста, рубабиста, дойриста, скрипача и органиста. К сожалению, ни один композитор не пишет для них. Поэтому они сами, по мере своих возможностей и способностей сочиняют для себя произведения. Но это далеко не выход из положения. Просто на безрыбье и рак рыба.
У нас мало профессиональных композиторов. Это Кудратулло Яхёев, Амирбек Мусоев, Абдурахмон Тошматов, Заррина Миршакар и Кудратулло Хикматов. Они подобны бурлакам на Волге, которые тащат непомерно тяжкий груз. И это при том, что у нас есть Союз композиторов, почти 100 человек являются его членами. Но почти все члены являются мелодистами, но не композиторами.
Поразительно, но факт: композитор с мировым именем Толиб Шахиди, которым надо гордиться, был исключён из рядов Союза композиторов. Недоумение вызывает и такой парадокс. При Госфилармонии существовал камерный хор, очень даже неплохой, но по неизвестным причинам его упразднили. То же самое произошло с симфоджазовым оркестром при творческой группе «Базморо». Канули в лету и хорошие конкурсы, даже международные, наподобие конкурса им. М.Сабировой в области балета.
Достижения современного мира, в том числе в музыкальном искусстве, побуждают нас, таджиков, по праву гордящихся своей древней историей, культурой, музыкальными традициями, со всей серьёзностью относится к сфере мировой музыки. Весь мир зачитывается произведениями классиков нашей литературы, таким образом, и мы должны осваивать достижения мировой музыки, неуклонно идти вперёд. Тогда мы достойно будем представлять нашу нацию и через сферу музыки, являющейся душой народа.
Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus