После каждого конфликта на таджикско-кыргызской границе журналисты, эксперты, представители власти и общественность обсуждают очередной проигрыш в информационной войне. Но происходит это так – журналисты сами по себе, власти – сами. Эту ситуацию нужно исправлять.
Мы проиграли информационную войну. Это факт
На встрече в Союзе журналистов (сразу после последнего конфликта) руководители медиа собрались, поговорили и разошлись. Ни один представитель власти на встречу не пришел.
Была еще одна встреча по теме — 11 октября «Азия-Плюс» на ток-шоу «Рости гап» пригласила журналистов, руководителей ряда журналистских организаций и экспертов. Но и сюда власти тоже не пришли.
А бесспорным выводом на ток-шоу было то, что таджикская сторона проиграла информационную войну. И это факт.
Но почему мы проиграли?
Если говорить коротко, то у властей и СМИ нет информационной стратегии. Иными словами, таджикские СМИ не были подготовлены к информационной войне и, к сожалению, не готовы до сих пор.
А отсутствие доступа журналистов к оперативной и своевременной официальной информации свидетельствует об отсутствии стратегии по информационной политики и у государства. Об этом говорили все специалисты и эксперты.
Например, Абдумалик Кадыров, глава «Медиа-Альянса» Таджикистана, сказал: «Любая война, если не соблюдать правила, будет проиграна. В недавней информационной войне у соседней страны был конкретный план, мы действовали без него, поэтому и проиграли войну».
Нуриддин Каршибоев, глава НАНСМИТ, также назвал фактором проигрыша отсутствие доступа журналистов к информации: «К сожалению, всякий раз, когда ситуация на границе или в другом регионе страны обостряется, чиновники закрывают двери для журналистов».
«У СМИ соседней страны была стратегия, журналисты соседней страны были заранее подготовлены и знали, что писать/говорить для внутренней аудитории, что для внешней аудитории. К сожалению, у наших СМИ не было никакой стратегии, и это стало основной причиной поражения таджикской стороны», — сказал эксперт Рустам Азизи.
Битвы проигрываются. Почему это плохо?
Проигрыш в информационной войне в современную эпоху ведет к поражению и на других фронтах.
Большинство влиятельных мировых СМИ объяснили конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном своей аудитории со ссылкой на кыргызские СМИ.
Причина — лидерство кыргызских СМИ в предоставлении информации. У таджикских медиа не хватило информации даже, чтобы рассказать о ситуации внутренней аудитории. Это привело к тому, что Таджикистан был представлен на международной арене как страна-агрессор.
Скрыв информацию о количестве своих убитых, раненых, разрушенных домов и т. д., Таджикистан лишний раз как бы «подтвердил», что является этой страной-агрессором.
Что делать?
1. Самый эффективный путь к успеху в медиабитве и победе в информационной войне – это взаимное сотрудничество органов государственной власти и СМИ.
А это значит:
— своевременное представление официальной информации органами власти и ее немедленная публикация средствами массовой информации;
— доступ журналистов к ответственным представителям соответствующих органов и их своевременные ответы на вопросы представителей СМИ.
В обоих случаях власть может донести свою официальную позицию, которая также считается позицией государства, используя аудиторию СМИ на различных медийных площадках (газета, радио, телевидение, информационные сайты, официальные страницы СМИ в социальных сетях) не только жителям Таджикистана, но и всему миру на нескольких языках.
2. Вместе с реализацией первого пункта необходимо пересмотреть информационную политику Таджикистана. Коренные изменения должны быть внесены в образование будущих журналистов. Реформа должна начаться с факультета журналистики и перейти на более высокий уровень — модернизацию и повышение эффективности работы госСМИ и пресс-служб всех госорганов.
3. Организация центра или штаба по сбору, обработке и предоставлению информации при ЧС. Задачей штаба должна стать координация и поддержка совместной деятельности ответственных госорганов, СМИ и экспертов.
Кто может присоединиться к этому штабу?
— уполномоченные представители соответствующих органов;
— ответственные представители СМИ;
— эксперты обсуждаемой области, хорошо знающие предмет и умеющие объяснить ситуацию;
— профессиональные журналисты, владеющие иностранными языками и переводчики.
Если все эти моменты будут решены положительно, власть изменит отношение к СМИ и наладит сотрудничество в целях защиты национальных интересов, результат дальнейших информационных войн будет в пользу Таджикистана.
А иначе опять после конфликта мы соберемся, поговорим и разойдемся…
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.