2 февраля — 80-я годовщина победы в Сталинградской битве, которая переломила ход Второй мировой войны. Сталинградская битва, продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, навечно вписана в героическую летопись Великой Отечественной войны. После победы под Сталинградом человечество обрело надежду на победу над фашизмом. Стойко сражались на подступах к Сталинграду и в самом городе и наши земляки – таджикистанцы.
Дом Павлова
Среди городских развалин в центре Сталинграда, в единственном в округе уцелевшем доме, где укрывались от обстрелов местные жители (среди них девочка – ребенок-грудничок), в ночь на 27 октября 1942 года заняла круговую оборону боевая группа пулеметчиков, бронебойщиков, снайперов и автоматчиков.
Она состояла из 24 бойцов под командованием лейтенанта Ивана Афанасьева и сержанта Якова Павлова. Военная судьба свела в этом доме, ставшим важным пунктом обороны города, людей разных национальностей и в их числе наш земляк — таджик Ахмад Турдыев.
Они стали олицетворением боевого братства всех народов СССР, объединенных против общего врага.
Из послевоенных воспоминаний лейтенанта Ивана Афанасьева возглавившего оборону Дома Павлова о бронебойщике Ахмаде Турдыеве:
« … Бой начался на рассвете. После артиллерийского и минометного обстрела немцы устремились в атаку. На улице показались три танка бившие прямой наводкой по остовам домов. Когда танки подошли поближе бронебойщик Ахмад Турдыев приник к прицелу, благо с верхнего этажа их было видно хорошо.
Когда один из немецких танков повернулся кормой, Ахмад выстрелил. Танк задымил. Дым шёл не из выхлопных труб, а из туловища танка, находя для выхода щели.
Завидев головной подбитый танк, остальные резко замедлила ход, а затем танки стали разворачиваться, выискивая удобный проход между развалинами. Тогда снова заговорило ПТР Турдыева. Сверху он произвёл несколько выстрелов из ружья по моторному отделению вражеских танков. Машины остановились и начали дымить. Турдыев быстро сменил позицию, и вовремя, потому что его уже засекли, и этаж залил ливень свинца и осколков».
А вот еще один отзыв Афанасьева о Турдыеве:
«Это был скромный и закаленный в боях солдат с огромной выдержкой. В самые критические минуты боя, когда казалось держаться нет сил, он оставался собранным и спокойным…».
7 ноября 1942 года в ожесточенном бою Ахмад Турдыев был тяжело ранен и позже скончался в эвакогоспитале. Он не дожил до Победы, но его имя высечено вместе с другими именами на торцевой стене Дома Павлова.
Таджикская улица в Волгограде
В боях за Сталинград проявил себя с лучшей стороны командир тяжелого танка КВ-2 133-й танковой бригады 62-й армии гвардии старшина Анвар Каландаров. На счету отважного командира танка и его экипажа было более шести подбитых и четыре сожженных фашистских танка.
Отважно сражались на Сталинградском фронте командир зенитного орудия 1077-го зенитно-артиллерийского полка сержант Сайфулло Пулатов — со своим расчетом он сбил три немецких самолета, командир 684-го артиллерийского полка майор Шарифджан Ахмеджанов, командир кавалерийского эскадрона Махмудбек Нарзибеков, пулеметчики Бакир Давлятов, Александр Гордеев и командир взвода Николай Балакин.
Отлично действовали в разгар боев в городе командир штурмовой группы гвардии младший лейтенант Халил Расулов и многие другие бойцы и командиры из нашей республики, которые в составе различных воинских подразделений отстояли Сталинград, встав на пути немецко-фашистских войск.
И не случайно одна из улиц города-героя в честь воинов из Таджикистана названа Таджикской.
Штурман дальнего действия
Алимджан Юлдашев – яркий представитель передовой молодёжи Таджикистана, которая в предвоенные 1930-е годы всем сердцем откликнулась на призыв государства: «Комсомол, овладевай авиационной техникой!».
После окончания десятилетки юноша страстно увлёкся авиацией. Сначала в системе Осоавиахима он совершил свой первый прыжок с парашютом, поднялся в воздух на планере, а затем, окончив военное авиационное училище, стал штурманом бомбардировочной авиации.
Участник боевых действий против немецко-фашистских захватчиков – с июля 1941 года. В составе отряда 1-го гвардейского авиационного полка дальнего действия он многократно участвовал в совершении боевых вылетов на бомбометание по аэродромам противника.
С началом проведения Сталинградской оборонительной операции полк был переброшен в новый позиционный район, откуда совершал вылеты на бомбометание в 65 км северо-западнее Сталинграда.
В задачу авиации дальнего действия (самолётыТБ-3, ИЛ-4, Пе-2, Пе-8, Ли-2 и др.) в этот период входило нанесение авиаударов по аэродромам, скоплениям боевой техники, живой силы и резервам противника, по заброске тактических воздушных десантов.
В те горячие месяцы 1942-го в небе ещё господствовала авиация люфтваффе. Для выполнения воздушных операций авиации дальнего действия не хватало самолётов прикрытия (истребителей), поэтому вылеты приходилось выполнять преимущественно в ночное время.
На плечи штурмана отряда гвардии старшего лейтенанта Алимджана Юлдашева ложилась высокая ответственность за точность прокладки маршрута и выведения самолётов в условиях ограниченной видимости в заданный квадрат.
И экипажи бомбардировщиков, благодаря профессиональному мастерству штурмана Юлдашева, всегда точно наносили бомбовые удары в районе переправ, по железнодорожным узлам, скоплению танков и другим критически важным объектам противника.
Старший лейтенант Юлдашев совершил в общей сложности 65 боевых вылетов на бомбометание, из них 35 – на Сталинградском фронте. При этом Алимджан Халимович проявил себя как мужественный и бесстрашный офицер-авиатор.
За мужество и героизм, проявленные во время выполнения ответственных заданий в воздухе, Алимджан Юлдашев в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года был удостоен высокой государственной награды – ордена Красного Знамени.
Но вручить её герою командование не имело возможности, так как Юлдашев трагически погиб в ноябре 1942 года
Незабытый подвиг кавалерии
Достойный вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом внесли 61-я и 104-я кавалерийские дивизии, сформированные в Таджикистане.
Так, 61-я кавалерийская дивизия, решительно преодолевая жестокое сопротивление противника, своими активными действиями на направлениях Абганерово, Уманцево, Котельниково, Аксай обеспечивала наступательные операции армий Сталинградского фронта, продолжая активные действия в отрыве от пехоты на 60 – 80 км, в тылу врага.
Дивизия, встретив резервы противника в районе их сосредоточения, установила подход свежих немецких танковых сил (6-й и 17-й танковых дивизий), втянула их в бой, раскрыв тем самым группировку и намерения немецкого командования.
Ударами по частям противника 61-я кд нанесла значительные потери врагу, особенно в танках (6-й немецкой танковой дивизии) и живой силе.
Целым рядом тяжёлых боёв и глубоким манёвром на реке Аксай 61-я кд сковала противника, нанося ему чувствительные удары, замедлила темп его активности и на время приковала к себе его основные силы.
Тем самым кавалеристы задержали продвижение танковой группировки врага, стремившейся на соединение с окруженными под Сталинградом немецкими войсками, дав возможность советскому командованию подтянуть резервы.
С мая 1942 года в Таджикистане шло формирование 104-ой кавалерийской дивизии имени Совнаркома Таджикской ССР. Призывники прибывали изо всех уголков Таджикистана.
Командиром дивизии был назначен в декабре 1941 года полковник Шейпак Геннадий Ильич. 12 -14 июля 1942 года железнодорожные эшелоны 104-ой кавалерийской дивизии прибыли на Сталинградский фронт.
Но там прибывающие эшелоны подверглись сильной бомбардировке с воздуха. Еще несколько эшелонов с конским составом были разбиты ударами немецкой авиации ввиду того, что не было воздушного прикрытия с воздуха района выгрузки прибывающей резервной дивизии.
15 июля 1942 в отношении 104-й кавалерийской дивизии штабом фронта было принято единственное и правильное решение. Из-за тяжёлых, невосполнимых потерь конского состава, полученных при налете немецкой авиации, дивизия была расформирована и обращена на пополнение оперативной группы 64-ой армии под командованием генерала Чуйкова, которая вела оборонительные бои на дальних подступах к Сталинграду.
С 27 ноября 1941 года в Таджикистане шло формирование 98 и 99 отдельных стрелковых бригад. Осенью 1942 года бригады полностью завершили боевую учебу и в декабре 1942 года были переброшены на фронт.
В составе 28 армии они приняли участие в боях южнее Сталинграда. Так, уже в январе 98 и 99 стрелковые бригады вели наступление вдоль северного берега реки Маныч, на станицу Пролетарскую и город Сальск.
В этих боях воины-таджикистанцы проявили мужество и отвагу, освобождая Калмыцкую АССР от немецко-фашистских захватчиков.
Эвакогоспитали, эшелоны с подарками и танковая колонна
Осенью 1942 года на средства населения Таджикистана (61 млн. рублей) была передана Сталинградскому фронту танковая колонна «Колхозник Таджикистана».
В октябре 1942 года из Таджикистана был отправлен эшелон, состоящий из 32 вагонов с подарками для защитников Сталинграда.
В годы Великой Отечественной войны в Таджикистане только в Сталинабаде (Душанбе) находилось 22 эвакогоспиталя. Из-за дефицита помещений располагались они в школах и гостиницах, вузах и дворцах культуры.
Тяжелораненых: обожженных летчиков и танкистов, раненых с увечьями, несовместимыми с возвращением на фронт, — отправляли в глубокий тыл, Таджикистан.
Столица республики входила в десятку самых насыщенных по количеству госпиталей городов СССР.
Сегодня уже доподлинно известно, что самый большой приток раненых в республику пришелся на лето — осень 1942 года.
Со второй половины августа 1942 года один за другим в Душанбе начали прибывать санитарные поезда, привозившие бойцов и командиров Красной армии, получивших ранения на Сталинградском фронте.
Жители Сталинабада несли в госпитали посуду, белье и одежду, помогали продуктами, овощами, фруктами, писали письма родным, выступали с концертами.
В этом милосердии участвовали люди всех поколений. Благодаря самоотверженности медицинского персонала 70 процентов раненых и 90 процентов больных воинов было возвращено в строй.
Зимой с нами теплее в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.