Душанбе. 2 июня. «Азия-Плюс» — Сдерживать падение курса таджикского сомони по отношению к доллару в течение нынешнего года не представляется возможным, убежден завотделом Института экономических исследований министерства экономического развития РТ, доктор экономических наук, профессор Ходжамахмад Умаров.
В интервью «АП» он отметил, что курс любой национальной валюты зависит от развития реального сектора экономики, в первую очередь, от производственной части реального сектора. «К сожалению, в Таджикистане за последние годы реальный сектор экономики практически парализован, — отметил профессор. — Не работают большинство промышленных предприятий республики, в плачевном состоянии находится хлопководческая отрасль».
Единственное, что раннее как-то сдерживало курс сомони от обвала, по его мнению, это были средства, поступившие в республики от трудовых мигрантов. «Эти средства в течение многих лет служили в качестве своеобразной «подпорки» для поддержки курса сомони по отношению к иностранным валютам, — считает Х. Умаров. — Однако с сокращением объема переводов от мигрантов валютная масса страны стремительно начала истощаться. В итоге — баланс между предложением и спросом иностранной и национальной валюты сложился не в пользу последней. Соответственно это привело к удорожанию иностранной валюты, и поскольку с сокращением поступления иностранной валюты в страну снизился объем импорта продукций, начинается процесс повышения цен на потребительские товары».
По мнению профессора, правительству республики еще в прошлом году нужно было в быстром темпе оживить импортозамещающее производства. «Однако в этом направлении практически ничего сделано не было, — отметил он — Сейчас в течение короткого времени насытить наш рынок товарами внутреннего производства практически невозможно, для этого нужен минимум год, поэтому, как я уже сказал, падение стоимости национальной валюты будет продолжаться в течение 2009 года».
Ко всему прочему, подчеркнул Х. Умаров, еще неизвестно, когда начнется оживление производства в России, Казахстане, где и работают наши мигранты. «Теоретически Национальный банк Таджикистана обладает некоторыми рычагами, посредством которых можно будет воздействовать на стоимость национальной валюты. В частности, проведение интервенции на валютном рынке, посредством которой можно на некоторое время сдерживать на курс сомони на определенном уровне, — сказал он. – Однако в настоящее время НБТ не в состоянии воздействовать на курс сомони, так как у банка для этого не существует ресурсов. Золотовалютные ресурсы НБТ в настоящее время составляют всего $183 млн.».
Касательно недавнего падения курса доллара по отношению к сомони, Х. Умаров отметил, что это кратковременное явление.
«Предположим, что правительством для искусственной поддержки сомони был инициирован выброс $3 млн. на внутренний рынок обмена наличностями, но этих денег может хватить максимум на 15 дней, по истечению которых девальвация сомони возобновится», — уверен он.