Микаэл Таривердиев проделал огромный путь, начиная с разгрузки вагонов на Рижском вокзале и заканчивая работой в кино. Он написал музыку к 132 фильмам, инструментальным концертам, операм и балетам. Произведений советского и российского композитора могло быть ещё больше, если бы его жизнь неожиданно не оборвалась накануне 65-летия.
Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси, но практически всю жизнь провёл в Москве. Сначала он поступил в Ереванскую консерваторию, из которой скоро сбежал, так как чувствовал себя там «армянином второго сорта». Лишь в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных его талант был оценён по достоинству. Признанием педагогов и радостью поступления юноша искренне делился с родителями: «После того как я исполнил свои вещи, люди, которые должны, казалось бы, видеть конкурента, сами поступающие, — подходили и говорили, что это феноменально, замечательно и т.д. Тут нет той тупой завистливой атмосферы, которая меня так угнетала в Ереване. Итак, я попал, причем попал с треском, что называется».
Так началась музыкальная карьера композитора, которому предстояло написать множество вокальных циклов, сочинений для органа, опер, балетов, инструментальных концертов — но для большинства слушателей он так и остался автором музыки к кинофильмам.
«На другое утро мы с Мишей Каликом проснулись знаменитыми», — так вспоминал о премьере фильма «Человек идёт за солнцем» 1961 года сам Таривердиев. Именно с этой картины началась его подлинная популярность и востребованность в профессии. Лента оказалась знаковой не только для режиссёра и композитора, но и всего отечественного кинематографа — «Человек идёт за солнцем» был одной из первых советских работ «новой волны». В это время кино стало воплощением мечты, главным из искусств: актёры, режиссёры, литераторы, художники, композиторы, — все хотели работать над фильмами. Таривердиев был одним из счастливчиков.
Ещё одной удачей стало участие Таривердиева в дипломной работе выпускника ВГИКа Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Большую роль в комедии сыграла музыка, которую он написал в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко.
Уже на этапе сценария всем было понятно, что этот советский художественный фильм или станет настоящим событием, или будет запрещён. Интересно, что выйти картине на экраны помог сам Хрущёв. Как и ожидалось, строгие цензоры рассмотрели в ленте антисоветские мотивы, но первому секретарю ЦК КПСС юмор пришёлся по вкусу: «А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат». По иронии судьбы всего через 5 дней после премьеры «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Хрущёв был снят с занимаемой должности.
Пик популярности Таривердиева пришёлся на 70-е годы, когда на экраны один за другим выходили знаменитые фильмы, созданные при участии молодого композитора. Одним из советских хитов стал телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Лента 1973 года принесла Таривердиеву не только всеобщее признание (теперь он был счастливым обладателем пропуска для машины «Без права остановки», подписанного самим Юрием Андроповым), но и имела для него роковые последствия.
Таривердиев стал жертвой злого розыгрыша: всеобщую огласку получила подставная телеграмма французского композитора Франсиса Лея, который якобы писал, что является настоящим автором музыки к советской картине. Из-за обычной клеветы Таривердиев оказался в центре шпионских страстей: травля композитора, интерес спецслужб и охота западных средств массовой информации. Даже после того, как обман злоумышленников раскрыли, Таривердиев был вынужден отвечать на унизительные вопросы журналистов и слушателей: «А правда ли, что вы украли музыку?».
На всю жизнь композитор запомнил урок — за славу приходится платить, и эта история оставила тяжёлый след в его судьбе.
Ещё одним всенародно любимым фильмом, для которого Таривердиев написал музыку, стала картина «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдара Рязанова. Интересно, что это была единственная совместная работа популярного композитора и признанного режиссёра, несмотря на их дружбу. Да и в «Иронию судьбы» Таривердиев попал случайно.
Летом 1974 года композитор поехал в дом отдыха кинематографистов в Пицунде, где случайно встретил Рязанова. Режиссёр напевал песню «На Тихорецкую» и сокрушался, что музыка народная, а именно такой композитор ему и нужен. Каково было изумление кинематографиста, когда Таривердиев заявил, что это его композиция — он ещё давно написал её для спектакля театра МГУ.
Вопрос был решён — Таривердиева утвердили на роль композитора. Музыкант всего за одни сутки создал шесть нестареющих хитов к самой популярной новогодней мелодраме. А когда, при выдвижении «Иронии судьбы», в комитете по государственным премиям заявили, что награду получат все, кроме композитора, Рязанов заявил: «Если в списке не будет Таривердиева, я тоже от премии отказываюсь». В результате Таривердиев стал первым в истории СССР композитором, которому присудили Госпремию за киномузыку.
В советские годы имя Таривердиева гремело на всю страну, более того, ему удалось остаться востребованным композитором и после распада СССР (за год до смерти он даже попал в список секс-символов России).
В 1990 году популярному музыканту сделали операцию на сердце: один из клапанов заменили искусственным. Теперь Таривердиев шутил: «У меня железное сердце. Гарантия — 40 лет», — но сердце проработало намного меньше. Знаменитый композитор скончался летом 1996 года, не дожив всего месяц до своего 65-летия.